СКАЗОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ 3. Секреты души

Сказка - послание из подсознания


В предыдущей статье мы вели разговор о сказкотерапии, о том, что написание сказки помогает определить психологические проблемы человека, избавиться от них и даже запрограммировать будущее. Мы предложили вам самим написать сказку, используя некоторые приемы. Если вы ещё не написали свою сказку, напишите её прямо сейчас, потому что в этой статье – мы раскроем секреты, которые помогут расшифровать «сказочное» письмо подсознательного к нам.


Итак, наша сказка уже готова. Приступая к психологическому истолкованию, мы должны осознать, что написанная человеком сказка – это творчество его души, и она в сказочных поворотах сюжета и образах поведала миру о своём самом сокровенном. Поэтому здесь не уместен «скальпель хирурга», оценивание с позиции «хорошо – плохо», художественная ценность в этом случае нас также не интересует. Психологическая интерпретация – это безоценочная интерпретация. Мы не можем сказать: это в сказке плохо, а это – хорошо. То, о чём мы читаем, – это внутренний расклад человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на первом этапе интерпретации важен наш собственный эмоциональный резонанс, душевный отклик на то, что мы услышали или прочли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост.

В психологическом истолковании сказки важно обратить внимание на следующие моменты.

Основная тема

«О чём эта сказка?» – первый вопрос на этом этапе. Сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи, просто о жизни. Причём наш ответ на вопрос может отличаться от мнения автора сказки.

Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, ЧТО на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него наиболее актуальной, о чём он сейчас размышляет, что ищет.

«Чему учит сказка?» – ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути личностного развития автора сказки, рассказывают об его ценностных ориентациях, взгляде на мир.

Линия главного героя

В процессе сочинения сказки происходит естественное отождествление автора с главным героем. Поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов:

- отношение главного героя к себе;

- мотивы поступков героя;

- способы преодоления главным героем трудностей;

- восприятие окружающего мира и отношение к нему;

- способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.

Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно целостную картину отношения автора к окружающему миру и самому себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления.

Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важно установить, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Например: «Жила-была девочка, она очень любила читать, получала в школе хорошие оценки, всегда помогала маме». Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его «Я».

Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании главного героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Например, вы можете встретить такое начало сказки: «На болоте жила Лягушка, у неё не было друзей, потому что она была некрасивая и скользкая. Даже другие лягушки не дружили с ней, потому что она была какой-то странной и неудачливой...». В процессе сказки с героиней могут происходить всевозможные изменения, однако первое знакомство с ней наталкивает на мысль, что автор, подсознательно отождествляя себя с лягушкой, имеет недостаточно позитивное отношение к себе и старается решать эту проблему. А вот прямо противоположное начало сказки: «В одной Сказочной стране жил прекрасный Принц. Все его очень любили. Был он сильный, красивый и храбрый...».

Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную, или скрытую. Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя через определенные ситуации, он изменяет своё отношение к происходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие толчком для изменения героя, могут символически отражать важные, поворотные моменты жизни самого автора. Даже герои известных сказок уезжают из дома по разным мотивам: «Мир посмотреть – себя показать» (мотив самоутверждения, познания мира) или привести больному отцу молодильные яблоки (мотив спасения) и пр.

Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость, прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от трудностей (избегание), может демонстрировать тенденцию к разрешению проблем чужими руками (например, все блага приносит Волк или кто-то другой) и многое другое. Занимаясь с детьми, важно показать им как можно больше альтернатив поведения. Если мы видим, что из сказки в сказку разные герои решают проблемы только при помощи хитрости или агрессии, это нам сигнал к тому, чтобы показать ребёнку неиспользуемые им альтернативы. Для этого мы можем придумать сказку, в которой будут происходить события, похожие на ситуации в сказке ребёнка, но с альтернативными способами преодоления трудностей.

Восприятие окружающего мира и отношение к нему автора можно понять, проанализировав ситуации, в которые попадает герой, и то, как он относится к ним. Есть сказки, в которых на героя просто «сыпятся» неприятности. Не успел он выйти из одной «передряги», как попадает в другую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем пытается справляться сам. В этом случае, окружающий мир выступает, как источник опасностей и проблем. Если вы держите в руках такую сказку, то можете предположить, что её автор глубоко страдает, не ощущая доверия и поддержки окружающих. Ему необходимы эмоциональное тепло и участие, сопереживание, даже если он «не допускает до себя». Не исключено, что вы имеете дело с человеком, проблемы которого проистекают из самого раннего детства, из травматического опыта прохождения стадии «базового доверия». Зачастую, таким людям помогают сначала только телесноориентированные упражнения. Показателем достаточно гармоничного отношения к окружающему миру будет комбинирование героем сказки собственной активности и поддержки других героев. Если вы встретили сказку, в которой герою всё приносят другие, а сам он выступает только потребителем, это, безусловно, может заставить нас задуматься.

Особенно важным является индивидуальный образ успеха для героя сказки: что он получает в результате всех приключений, к чему на самом деле стремится. В этом заключена уникальная информация о системе ценностей автора и его образе успешного поведения. И далеко не всегда эти образы совпадают у разных людей. Ведь то, что является счастьем для одного человека, может являться несчастьем для другого. Поэтому, сочиняя сказку вместе с ребёнком (или взрослым человеком, который нуждается в помощи), всегда учитывайте, что именно он считает успешным. Ибо немало ситуаций, когда человек полностью обесценивает сказкотерапевтический процесс из-за того, что образ «светлого будущего», который ему рисовал педагог, родитель или психолог, не соответствовал его собственному образу успешности.

Актуализированные чувства

Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказывают о внутренних затруднениях и указывают на выход из них. Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаянье, грусть, покинутость, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, расскажут нам об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкурирует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим, или силён и благороден.

Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится к создаваемым им героям. Одного он любит больше, другого старается «пропустить» через множество испытаний, третьего боится... Мы часто проецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. А может быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора.

Образы и символы

Язык любой сказки – это язык образов, которые могут иметь архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ – своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых «шифрует» уникальное послание подсознательного к нам. В этом смысле, интерпретация сказок тесно связана с интерпретацией сновидений.

Архетипические образы мы можем истолковать интуитивно или изучив язык символов в специальной литературе. Для истолкования индивидуального значения образа или символа требуется совместная работа с автором сказки.

Оригинальность сюжета

Не так-то просто с нашим знанием закономерностей развития сказочного сюжета придумать что-нибудь новенькое. Но если человек, неважно маленький он или взрослый, воплощает в сказке то, что долго вынашивалось, на что днями и ночами искался ответ, сюжет сказки оригинален и непредсказуем. Каким путём предпочитает идти по жизни человек: проторенным, известным, или он всё время экспериментирует, ищет новое? Очевидно, эти тенденции как-то связаны с оригинальностью сюжета.


Таким образом, с помощью данной схемы можно «просканировать» внутренний мир человека, отраженный в сказке. Эту схему можно использовать и в интерпретации сновидений, картин и пр.


Подготовила Зоряна ЗДЗЕБА

(По материалам кн. Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшебству. Основы сказкотерапии»)




ДЕТИ ПИШУТ СКАЗКИ...


ПАУЧОК

Дана Внучкова, 8 лет


Жил-был маленький паучок. Он был совсем один и очень горевал, что у него нет друзей. Однажды он решил пойти и найти себе друзей. Была весна, солнышко пригревало, и на травке блестела роса. Над зеленым лугом летали два мотылька. Один белый, а другой – красный. Они увидели маленького паучка, и белый мотылек спросил его:

– Ты почему такой грустный?

– Потому что у меня нет друзей, – ответил паучок.

– Но мотыльки с паучками не дружат, потому что паучки не умеют летать, – сказал белый мотылек.

А красный мотылек сказал:

– Давай с тобой дружить, я тебя научу летать.

Паучок очень обрадовался и согласился. С тех пор они стали друзьями и вместе летали над лугом. Мотылек на крылышках, а паучок на воздушном шаре из паутинок.


Интерпретация


Итак, основная тема данной сказки – это одиночество маленького беззащитного существа и желание выйти из этого состояния, найти друзей. Таким образом, можно предположить, что ребенок, который написал эту сказку, испытывал чувство одиночества и покинутости.

Главный герой сказки – паучок. Автор никак не проявляет отношение паучка к самому себе. Поэтому, скорее всего тут нет проблемы с самооценкой. Паучок представляется читателю милым беззащитным существом, поскольку автор употребляет ласкательные формы («маленький паучок»). Также паучок проявляет себя как доброе ласковое существо, готовое пойти навстречу («с радостью согласился», а не стал возражать и требовать своего). Вероятно, эти качества присущи автору сказки, поскольку мы знаем, что главный герой прямо или косвенно отображает автора.

Отношение автора к миру скорее всего позитивное, доверительное. Поскольку главный герой сказки, несмотря на чувство горечи от своей проблемы, ищет выход из сложившейся ситуации и в конечном результате находит его. То есть ребенок чувствует проблему, но не зацикливается на ней, чувствуется спокойствие и уверенность в достижении своей цели – найти друзей. Такое эмоциональное состояние характерно для людей с позитивным мышлением, которые в трудных ситуациях не теряются, а максимально концентрируются на достижении цели. Кроме того, находится объяснение, почему не дружат мотыльки с паучками: потому что паучки не умеют того, что умеют мотыльки, а не потому, что, например, паучок этот плохой или неприятный.

Чувства, актуализированные в данной сказке, – это грусть от одиночества и радость победы.

Оригинальность сюжета. Автор находит довольно оригинальный выход из ситуации, которую разрешить на первый взгляд невозможно: ведь паучки всё-таки не могут летать, а значит, дружба с мотыльками недостижима. Но находится необычное решение: паучок может летать на воздушном шаре из паутинок. Это говорит о готовности находить выход из любых ситуаций, о позитивном настрое.

Образы и символы. С психоаналитической точки зрения, паук, неподвижно сидящий в самом центре своей паутины, воплощает символ эгоцентризма и нарциссизма, вызывая отвращение и ужас у окружающих. В одном из словарей символов упоминается, что приснившийся паук свидетельствует о скрытых страхах, о сосредоточенности на собственной личности и трудностях, испытываемых при общении. Как мы видим, образ паучка, страдающего от одиночества, выбран автором неслучайно. Подсознание как бы автоматически выбирает образ для обозначения того или иного состояния души.

Бабочка – символ развивающейся души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из ползающей по земле гусеницы. В анализируемой сказке бабочки помогают паучку выйти из состояния одиночества и покинутости, способствуют его душевным превращениям, они как бы возрождают его к новой жизни. Паучок, заключенный в паутине своего одиночества, выходит за пределы своего ограниченного мира, открывает для себя неизведанные дали, летит к новой радостной жизни.