Разгадать тайну сказки – это, наверное, всё равно, что разгадать тайну мироздания. Сказка подобна магическому многограннику: как волшебник, она манит в таинственный мир образов, увлекает необычным, интересным сюжетом, как учитель, сказка дает знания о мире, как воспитатель, помогает разобраться в непростых жизненных ситуациях, как лекарь, она исцеляет душу. Это удивительный мир образов, который формирует нашу душу. Почему же сказки так интересны и детям, и взрослым?
СКАЗКА – ПУТЕШЕСТВИЕ В УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР
В сказке всё не так, как в нашей земной жизни. В сказке время течёт по-своему, пространство имеет другие измерения, нет таких непреодолимых барьеров между мирами. В сказке нет ничего мёртвого: в ней всё живет, взаимодействует, сопереживает. Но значит ли это, что сказка неправдоподобна и повествует о чём-то выдуманном?
Время протекает по-другому: с одной стороны «быстро сказка молвится, да не скоро дело делается», а с другой – герой «растёт не по дням, а по часам». Но является ли время понятием абсолютным? Разве не замечали мы, что в захватывающей радостной работе оно пролетает молниеносно, а иногда секунда кажется вечностью? Бывают в жизни такие моменты, которые заставляют человека состариться на несколько лет, а бывают дни счастья, которые омолаживают нас на десятилетия. А как быстро пролетает время во сне! Значит, сказка не лжёт, а констатирует факт относительности времени. Ведь на самом деле время существует в нашем трёхмерном сознании, а в духовном мире – нет временного направления, прошлое, настоящее и будущее существуют одномоментно.
Казалось бы, только в сказке герой может молниеносно перенестись на волшебном коне из одного мира в другой, переплыть море и построить за одно мгновение необычные дворцы и волшебные мосты. Украинская сказка «Мудра дівчина» опровергает и эту условную очевидность. Героиня сказки на вопрос пана: «А что на свете самое быстрое?», – отвечает: «Мысль». Мысль – это и есть тот волшебный помощник, который строит мосты и преодолевает океаны, который переносит то в небесные, то в подземные миры и возвращает на белый свет. Как пишет Мария Чумарна в своей книге «Тридев'яте царство»: «Мысль летит быстро, быстрее, чем сказочные помощники: волшебные кони, волки, орлы поднебесные. Она будто волшебный клубок, который разворачивается в середине самого человека: где-то там, на дне нашего «Я» бежит невидимая ниточка «туда, не знаю куда», чтобы человеческое сознание искало «то, не знаю что», потому что на самом деле самой большой загадкой для человека есть он сам, и те безграничные миры, которыми путешествуют сказочные герои, – это миры нашего сознания. А ещё, потому что человек, как маковое зёрнышко, волшебная горошина и волшебное яблочко, заключил в закромах своей генетической памяти тайну всех измерений мироздания».
Детям в начальной школе, как главную мировоззренческую аксиому, подают представления о живой и мёртвой природе. Какая природа является живой – для ребёнка очевидно. А вот какая природа неживая? Ведь само слово «природа» указывает на то, что родилось. А если родилось, то должно жить. Что же такое не живёт, родившись? Камень? Вода? Трава? Солнце? Абсурднее всего, конечно, когда к неживой природе относят солнце и воду. Два основные первичные начала, без которых вообще ничего бы не родилось, оказывается, могут быть мёртвыми?! Наши предки знали о том, что всё проявленное во Вселенной имеет свою душу. Поэтому они могли общаться с Солнцем-Даждьбогом и Даной-Водицей, получая их силу и благословение. Также они могли духовно общаться с любым существом в мире. Поэтому в сказке всё живёт. А дети никогда не ставят под сомнение сказку, ведь их сознание ещё не извращено материализмом современного мира. Вот почему у детей не вызывает никакого удивления то, что в сказке животные и растения разговаривают. Отсюда следует, что сказка повествует нам о реалиях духовного мира. Поэтому для тех, кто считает, что душа – это фантастика, сказка представляется «фольклорным фантастическим произведением, повествующим о выдуманных событиях».
С другой стороны, в сказке отображена и реальность земного плана: объекты, предметы земной жизни, взаимоотношения между людьми. Можно сказать, что волшебные сказки описывают больше реальность духовного мира, а социально-бытовые – реальность земного плана. Но и в тех, и в других сказках эти миры пересекаются и взаимодействуют. Таким образом, сказка представляется, как волшебный мост между мирами.
«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
В этих словах сокрыта тайна сказки. «Сказка – ложь»: необычные образы, захватывающий сюжет, забавные присказки – это волшебный ключик, которым отмыкается наше подсознание. Страж нашего сознания, который честно охраняет вход в нашу душу от разного рода вторжений, как бы засыпает. Ведь вроде бы ничего серьёзного, никто не вторгается на территорию души с поучениями, наставлениями, никто не заставляет изменяться. Незаметно действие переходит в пространство подсознания, в котором записаны «вечные образы» – архетипы. Архетип (гр.arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальный образ, идея. Архетипы существуют в коллективном подсознательном человечества и, передаваясь из поколения в поколение на протяжении тысячелетий, в конечном итоге мотивируют поведение человека. Например, архетип Духа, или нашей высшей мудрости, проявляется в образе мудрого старца, который помогает в преодолении препятствий.
Сказка говорит с душой архетипическими образами. И независимо от того, понимает ли сознание их тайный смысл («намёк») или нет, происходит тонкая работа на подсознательном уровне. Происходит выстраивание внутренних образов («добрым молодцам урок»).
За каждым образом в сказке стоит символический образ духовного мира, то есть сказка имеет как бы два плана: внешний (сюжет, герои, образы реального мира) и внутренний (образы духовного мира, которые невидимо стоят за внешними образами сказки). Эти невидимые образы духовного мира и являются для ребенка формирующими изнутри. Получается, что рассказывая детям сказки, мы даём возможность выстроиться внутри них принципам создания и существования Вселенной. Сказка помогает детям понять окружающую действительность и сформировать правильное отношение к ней.
СКАЗКА – ВОЛШЕБНЫЙ МНОГОГРАННИК
Духовный мир безграничен и многообразен. Поэтому и сказка – как волшебный многогранник: каждый в ней увидит то, что нужно для его души, то, что может вместить в своё сердце. И в этом великая мудрость сказки, потому что нельзя сказать, что увиденное мною – это единственно правильное, а то, что увидел другой, – неправильно. Ведь в сказке каждый человек как бы встречается с самим собой, со своей внутренней сущностью. Сказка, как волшебное зеркало, в котором отображается наш внутренний мир. Сказка – чудесная шкатулка с сокровищами: каждый найдёт в ней то, что ему нужно и столько, сколько нужно.
Сказка объединяет взрослых и детей, людей разных вероисповеданий и мировоззрений, умных и глупых, добрых и злых. Ведь она же говорит на языке, понятном для всех – языке души, которая есть у каждого. Сказка как бы подтверждает истину, что в духе мы все едины и являемся частичками одного целого. Поэтому сказка всегда актуальна для всех народов и современна для всех веков, потому и мудрость её вековая.
Рассмотрим несколько граней сказки.
Испокон веков сказка была способом передачи знаний об устройстве мира, о законах, по которым живет и развивается Вселенная, а также человек, как часть Вселенной. Так, на первый взгляд простая сказка «Курочка ряба» является космогонической, поскольку повествует о возникновении Вселенной. Во многих древних религиях мира повествуется о том, что Вселенная произошла из яйца. Так, в древней индийской легенде говорится о «золотом яйце», которое плавало в водах. В финской «Калевале» рассказывается, что Вселенная возникла из шести золотых и одного железного яиц. Упав в океан, они разбились – из нижних частей произошла Земля, из верхних – небесный свод, из желтка – солнце, из белка – месяц и звезды. В античной Греции и Риме считали, что Вселенная возникла из яйца сказочной птицы Феникс. Она положила его в святилище Бога Солнца Гелиоса. В славянской культуре бытует предание о том, как Бог Род из яйца-Райца создал Мир и всю Вселенную.
Много различных мнений и споров возникает, когда люди говорят об истине и любви, вере и достоинстве, добре и зле вне сказки. В сказку можно окунуться именно для того, чтобы приблизиться к настоящему пониманию ценностей жизни. Ненавязчивое донесение до слушателя важной духовной информации об истинных ценностях, законах Вселенной – важная грань сказки.
Сказка также выступает способом развития творческих способностей и фантазии. Сколько писателей, музыкантов, художников черпали свое вдохновение именно в сказке. С помощью сказки дети также осваивают основные способы принятия решений, что развивает креативность мышления.
В сказках присутствуют архетипические модели поведения. Например, главный герой (будь-то Иван-царевич или Котигорошко) достигает некоей цели, преодолев при этом препятствия, получив в критический момент волшебную помощь и проявив свои лучшие качества. И, конечно, счастливый конец – обязательный компонент любой сказки. И весь этот сюжет прекрасно накладывается на реальную жизнь каждого из нас. Это мы должны пройти испытания, достичь цели и победить. Слушая сказку, мы каждый раз выходим с героем из дому и достигаем цели. Присутствие этих моделей поведения в нашей жизни подтверждается проникновением их в наш язык в качестве идиом, фразеологизмов («отправиться искать счастья», «найти перо Жар-птицы», «встать на раздорожье» и т.д.). Таким образом, в сказках содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо проблемы и способах её разрешения. Вследствие этого сказка представляется средством воздействия на поведение человека. К слову, наши предки не спешили наказать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, с помощью которой становился ясным смысл проступка.
В сказках мы можем заметить роли, которые типичны для многих людей. Мы даже иногда называем своих знакомых именами персонажей сказки: «Царевна Несмеяна», «Лиса Патрикеевна», можем даже в сердцах воскликнуть: «Эх ты, Иванушка-дурачок», то есть некоторый сказочный персонаж символизирует для нас определённую роль, которую человек может играть в своей жизни, а то и взять за основу жизненного сценария. Известный сказкотерапевт Дмитрий Соколов пошутил, что хитрая лиса, глупый волк и удачливый заяц могут быть описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.
«Будучи непредсказуемым, естественным и свободным произведением психики, сказка не могла хорошо отразить никакой реальности, кроме собственной реальности души», – писал К.-Г.Юнг в своем труде «Феноменология духа в сказках». Поэтому всё, что происходит в сказке, можно представить, как внутренний процесс, происходящий в душе человека. Так последователи аналитической психологии К.-Г.Юнга рассматривают героев сказки, как части одного «Я» человека. Например, принц (сознание) ищет принцессу (аниму, женское начало), в поисках ему помогает лесной старичок (дух, высшая мудрость), препятствия создаёт дракон (слепая агрессия) и т.д. Сказочные сюжеты, таким образом, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Сказка же предлагает способы разрешения этих конфликтов.
Таким образом, с помощью сказок передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии. Безусловно, в сказке ребёнок познаёт больше, чем во всех университетах вместе взятых. Он познаёт «Человековедение».
Ещё в древности было подмечено, что с помощью сказки можно исцелить страдающую душу. Способность целить – ещё одна удивительная грань сказки. Научно доказано, что дети, которым не рассказывали в детстве сказок, существенно теряли в своём развитии, вплоть до психических заболеваний. Ведь сказки формируют наш внутренний духовный мир, от них зависит, как мы воспринимаем окружающую действительность. В связи с этим современные психологи пришли к выводу, что с помощью сказки можно вылечить душу. Так возникло такое направление в современной психологии, как «Сказкотерапия». Не перестаёшь удивляться: то, что было для людей древности абсолютно очевидным и привычным, для современного человека представляется как открытие, ноу-хау. Люди как бы заново открывают для себя мир, но уже на новом уровне восприятия. Ведь, как раньше происходил «сказкотерапевтический» процесс? Забирались дети на печку и слушали, слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории. А бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом.
СКАЗКА ГОВОРИТ С ДУШОЙ НА ЯЗЫКЕ ОБРАЗОВ
Образы – это уникальные мыслительные конструкции. Они всегда окрашены эмоционально. Эмоция в переводе с латинского языка – «потрясаю, волную». И действительно, она похожа на волну: пробежала, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла. Дети воспринимают мир эмоционально, образно. Особенность человеческого восприятия в том, что мозг устанавливает связи между объектами на основании подобия, то есть проводит аналогии. Описание при помощи аналогий называют метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика. За процесс создания и хранения образов отвечает правое полушарие мозга. Кроме того, учёные считают, что эта часть мозга заведует и нашим здоровьем. Поэтому с помощью сказки можно поправить не только психическое, но и физическое здоровье. «Правополушарный» тип мышления преобладает у детей примерно до 12 лет. Значит, только через яркие образы может быть передана ребёнку информация для его развития. Сказка позволяет усвоить незаметно и исподволь новые знания о себе и мире, правильные модели поведения. Прямо выраженные рекомендации и нравоучения, логические рассуждения в ней отсутствуют, поскольку такой способ обращается к нашему сознанию и не позволяет подсознанию выстроить внутренние образы. Сказка говорит с душой человека на её естественном языке – языке образов.
Т.Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что тот «банк жизненных ситуаций», который ребёнок накопил, слушая сказки, необходимо вывести из подсознания посредством размышления над каждой сказкой. «Если мы вместе с ребёнком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребёнка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, нам удастся подготовить ребёнка к жизни, сформировать важнейшие ценности», – пишет она в книге «Основы сказкотерапии».
Это дискуссионный вопрос.
Последователи антропософии Р.Штайнера, наоборот, категорически против раннего «доставания» ребенка из детства, поскольку на каждом возрастном этапе формируются определённые энергетические тела. Поэтому раннее развитие ментального тела путём умственных упражнений, размышлений может привести к недоразвитию астрального тела – тела чувств. То есть активно размышлять над «сказочными уроками» следует начать именно в период формирования ментального тела – в 12 – 14 лет. До этого периода, как уже отмечалось, преобладает «правополушарное», образное мышление.
Действительно, раньше взрослым и в голову не приходило «разжёвывать» детям, чему учит сказка. Тем не менее, любой подросший ребёнок может объяснить, чему учит та или иная сказка. Причём разнообразие истолкований только свидетельствует о том, что каждый учится тому, что нужно именно ему. Своими логическими доводами и рассуждениями можно, наоборот, сбить внутреннюю работу души и увести ребёнка в то направление, которое ему не нужно на данном этапе. Часто дети даже смеются над взрослыми, которые с умным видом доносят до них то, «что и так понятно». Разрушается целостность, очарование сказки, грубо снимается волшебная дымка таинственности. Ведь в том и секрет сказки, что она лечит и учит незаметно, исподволь, лёгкими нежными прикосновениями к душе. Но истина, скорее всего, как всегда посередине. И при случае, ненавязчиво сказку можно обсудить даже с маленьким ребёнком.
Взрослые любят сказки по той же причине, что и дети. Они так же, как и дети, не любят прямых наставлений. В тот момент, когда сознание упорно не хочет изменяться, подсознание через сказочные образы спокойно совершает свою внутреннюю работу. В нужный момент результат этой работы всплывает в виде удачного решения, правильно сделанного выбора в жизненной ситуации. Кроме того, в каждом взрослом живет «внутренний ребёнок». Слушая сказки, взрослые гармонизируют своего внутреннего ребёнка, наполняясь творческой энергией, нейтрализуя комплексы и душевные травмы.
СКАЗКИ – «СНЫ, КОТОРЫЕ ВИДЯТ НАРОДЫ»
Почему дети так настойчиво требуют рассказать сказку на ночь?
Очень многие поэты, художники обращали внимание на то, что образы для своих произведений черпают из сновидений. Это, в какой-то мере, записанные сны. Д.Менделеев увидел свою «Таблицу элементов» во сне.
Фридель Ленц назвала сказки «снами, которые видят народы». Можно сказать, что образы сказок и образы сновидений имеют одинаковое происхождение – из духовного мира. К.-Г.Юнг писал: «В мифах и сказках, как и в сновидениях, душа повествует свою собственную историю».
Во сне как бы открывается доступ к подсознательной сфере человека. Поэтому, когда мы рассказываем ребёнку сказку на ночь, мы усиливаем эффект воздействия сказки на подсознание. Ведь архетипические образы сказки продолжают работать с душой ребёнка и во время сна. Происходит «воспитание во сне».
«ИЗ УСТ В УСТА»
Если рассказчик что-то подаёт, а образ внутри себя не сформировал, то будет безобразие, то есть «без образа». А дети очень тонко чувствуют невидимое. Поэтому особая мудрость наших предков заключалась в том, что сказки передавались устно, «из уст в уста». Ведь при рассказывании мы как бы заучиваем, нарабатываем систему образов, а потом эти образы передаём. Происходит передача уже хорошо сформированного образа, поскольку рассказчик не может рассказать то, что он никогда не представлял. К сожалению, в современном мире взрослые просто читают сказки детям, тем самым понижая энергетическое воздействие на их души. Поскольку можно автоматически читать сказку ребёнку, а в это время думать о кастрюле с супом. Какие же тут могут быть внутренние образы? Кроме того, при рассказывании нет барьера книги.
Имеет значение и то, как рассказывается сказка. Поскольку сказка невидимо выстраивает душу ребёнка, большое значение имеет то, как мы её преподносим. Рассказывать нужно так, чтобы дети имели возможность видеть, чувствовать образы, то есть сначала мы должны чётко представить определённый образ, а потом проговорить его словами. Кроме того, сказку нужно читать без излишних эмоциональных всплесков. Поскольку даже на первый взгляд негативный персонаж на уровне подсознания имеет абсолютно нормальное значение. А своими бурными эмоциями мы можем сбить правильное восприятие такого образа. Так, например, пребывание во власти Бабы-Яги – составляющая часть инициации (инициация – посвящение, переход на высший уровень развития) героя. Баба-Яга устраивает испытания, пройдя которые, герой обретает новые недостающие ему качества, заслуживает право на счастье. Значит, Баба-Яга – не «злая и плохая», просто она выполняет важную функцию в развитии испытуемого, и, таким способом, в развитии ребёнка, который слушает сказку. Также и проглатывание героя чудовищем (первоначально – тотемным животным) – это не древний кровожадный ужастик, а всего на всего инициация. Пребывая в чреве чудовища, герой тем самым показывает свою стойкость, приобретает магические силы. В сказке обязательно следует освобождение героя, когда он входит в мир по-другому, обретя новое рождение.
Во многих сказках присутствует мотив разрубывания героя на куски. Это символическая смерть героя в старом качестве. Она нужна для того, чтобы герой воскрес в своей новой ипостаси, обрёл новые силы и новую жизнь. А также тогда, когда для того, чтобы собрать новую гармоничную картину мира, нужно разбить на кусочки старую, о чём повествуется в сказке «Курочка Ряба».
Сказка – как живая вода – помогает нам собрать свою душу, разбитую на кусочки болью и страданием, в единое целое, а также помогает ей понять, как жить в ладе и гармонии с другими душами. Сказка – великий Целитель, она делает нашу душу целостной, а значит, исцеляет.
Зоряна ЗДЗЕБА