ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ – ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СЛАВЯНСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Так называемый Збручский кумир Святовита (Световида) – наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции даёт исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира, поэтому со времени его обнаружения   в реке Збруч в 1848 году он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности.

Збручский кумир, датируемый IX-X в. н.э. находился в святилище Богит, на стыке земель четырёх славянских племён: волынян, белых хорватов, бужан и тиверцев.

Судя по археологическим находкам, святилище активно функционировало с X по начало XIII в. Капище Святовита находилось на самой высокой точке горы Богит и представляло собой круглую каменную вымостку диаметром около 17 метров с восемью жертвенными ямами-кострищами и кумиром, размещённым в центре капища. При этом под двумя из жертвенных ям находились захоронения волхвов, умерших в разное время в возрасте около 60-ти лет и похороненных с почётом, возможно для усиления своей святостью силы капища.

 

Рассмотрим структуру кумира.


Прежде всего бросается в глаза трёхярусность изваяния, отражающая трёхярусность мира в представлении славян, что справедливо подметил ещё А.С.Фаминицын. В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший своё имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке навіжений – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь, вопреки расхожему представлению, не царство зла – это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно предшествует колосу.

Изображенную там фигуру принято считать Велесом, Богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов его кумиры ставились на отдельных капищах. Сложно предположить, что его изобразили на кумире другого бога – это неуважение к обоим. К тому же не имеет смысла изображать его трижды: один раз анфас и дважды в профиль. Вероятнее всего, в нижнем ярусе изображены души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья – Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного изображения на одной из граней.

В среднем ярусе отображён мир людей – Явь, богато представленный в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки.

И наконец в верхнем ярусе Правь – мир небесных богов (править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому, собственно, и посвящено изваяние: Бог, управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире.

 

Невозможно согласиться с тем, что на кумире изображено четыре разных божества лишь потому, что у кумира четыре лица. Единство изображённых образов подчёркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того, имеются описания четырехликого Арконского кумира Святовита, сделанные Саксоном-Грамматиком и Гельмондом. Существуют и четырехликие Брама и Варуна, идущие из далекого индоевропейского прошлого.

 

Практически во всех религиях наличие четырёхсторонней симметрии религиозной и магической символики прямо указывает на связь со сторонами света и фазами Солнца (Восход, Закат, Полночь, Полдень). Календарный годовой цикл наших предков имел чёткую привязку к Солнцу. В нём присутствуют четыре узловые точки, связанные с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание, приобрели характер мистерий. Это отразилось в иранских гаханбарах, это послужило привязкой и для праздников многих других народов, особенно начиная с последней трети III тыс. до н. э., когда солнечные календари возобладали над более древними лунными.

 

Итак, в соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось. Каждый этап сопровождался ритуалом, постепенно переродившимся в праздник, каждому этапу посвящена ипостась Солнца-Даждьбога-Святовита.

 

Рассмотрим эволюцию ипостасей Святовита (Световида) в годовом солнечном цикле.

 

Молодое Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает прирастать. Это Коляда. Праздновать рождество солнечного Бога начали задолго до христианства. А большая часть украинских колядок либо носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству.

« …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», – это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.

Грань кумира, видимая при взгляде на север, соответствует Коляде. На этой грани бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы. Обращает на себя внимание ещё одна особенность этой грани: в подземном мире нет изображения душ предков. Это объясняется представлениями ещё индоевропейскими. У иранцев фраваши – души умерших предков – на зиму улетают к Ормазду, а возвращаются с весной; такой же взгляд на место душ предков в годовом цикле можно встретить и у славян.

 

Солнце растёт, оно становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи. Это отражено в праздновании Великодня на весеннее равноденствие 21 марта. Сейчас это начало года астрологического – первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца – март). Возможно, именно в этот день начинался тогда месяц березень, месяц бога-воина Ярилы. На грани кумира, видимой смотрящему на восход и соответствующей Яриле, изображены меч и конь – чисто воинские атрибуты. Именно Ярило, как ипостась Святовита, был особо почитаем в Арконе – городе воинов, во времена Саксона-Грамматика.

 

Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие, и он уступает место зрелому мужу – Купале. Купалу праздновали на летнее солнцестояние, проводив с почестями незадолго до того Ярилу. Это апогей света, самый продолжительный день в году…

Самая короткая ночь становилась ночью любви, наступающей после дневных состязаний. Эта Купальская ночь имела глубокий практический смысл для племени. Зачатые в эту ночь дети победителей состязаний появлялись на свет в районе весеннего равноденствия, получали достаточно тёплого времени, чтобы окрепнуть и, с точки зрения астрологии, рождались под знаком Овна, т.е. имели характер воинов, детей Ярилы.

На грани идола, соответствующей Купале, бог держит рог-ритон, символ богатства и радости, рядом с человеком в среднем ярусе изображён ребёнок, как символ зачатия и продолжения рода. Выраженная грудь у бога в верхнем ярусе, воспринималась исследователями как аргумент в пользу обобщения идолом нескольких богов. На это можно заметить, что по-меньшей мере двое из известных славянских богов имели мужскую и женскую ипостаси. Это Купало-Купала (Лель-Леля) и Ладо-Лада. Такая двойственность имён вызвана единением мужского и женского начал в купальскую ночь и в осеннюю пору свадеб. Именно этим объясняется наличие у Солнца-Святовита признаков женского начала.


Проходит время, и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, наступает время подведения итогов, настает время свадеб.

 

В это время, 22 сентября, праздновался Ладо-Овсень – лада в семье желали молодоженам. С точки зрения астрологии наступает время знака Весов, самого взвешенного, ладного в Зодиаке. У грани идола, соответствующей Ладу, как и у Купалы, выражена грудь. В руке Ладо держит кольцо, символ супружества и одновременно символ завершения цикла. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормазду Фравашей – души предков. Солнце постепенно умирает, всё короче дни, всё длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл.

 

Этот день, день рождения Коляды, выбрали днём рождения спасителей и пророков во многих религиях мира. Таким образом на изваянии Святовита отражена годовая мистерия Солнца, находящая отклик во всех трёх мирах: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу Солнца – по часовой стрелке. Попытки связать идол с временами года, разумеется, уже были, но циклы Солнца пытались рассматривать против его хода, что вряд ли корректно. Чёткая ориентация изваяния по сторонам света дала возможность некоторым исследователям высказывать предположения о поклонении славян сторонам света, особенно выделяя поклонение Югу. Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский идол стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся смотрели на полдень, Яриле – на восход солнца, Ладу – на закат. Чтобы взглянуть в лицо Коляде, надо было зайти к изваянию с полудня и посмотреть на полночь. Поэтому особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы – ипостаси Купала. На основании изучения Збручского идола вырисовывается образ Святовита, как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица – четыре времени года – четыре возраста человека – четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трёх мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога.

 

Такое, казалось бы, невероятным при традиционном взгляде на славянскую мифологию, когда делается попытка чётко расписать функции богам, как это сделано с поздней греческой мифологией. Однако славянская религия является наследницей ведической традиции. А в ведизме, чем древнее гимны, тем яснее проглядывает множественность проявлений единого Бога, хорошо описанная Ю.Миролюбовым и находящая отражение в Велесовой книге («…Сварог и Перун есть в тоже время и Свентовит…»), и в ведических книгах, где Вишну и Кришна, например, динамично меняются местами в пределах одной страницы. Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц.

При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имён указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском нарушало бы гармонию в пантеоне. Эта дисгармония кажущаяся. Имена Рожаниц упоминаются редко – это Лада и Леля (Купала) – мать и дочь, семья и любовь, осенняя и летняя женские ипостаси Солнца-Святовита. Таким образом Святовит-Даждьбог-Солнце, объединяющий в себе ещё четырёх богов и двух богинь, является ни кем иным как Родом – отцом всего сущего, верховным божеством славянского пантеона.

 

по материалам статьи ЖУРАВЛЕВА А.В.