ВСЕЛЕННАЯ В ЛАДОНЯХ

22-24 марта – с наступлением дня весеннего равноденствия – отмечается праздник Великодня. Именно с этого момента день начинает побеждать ночь, становиться «великим», то есть более длинным, чем ночь. Природа пробуждается от зимнего сна, рождается Ярило – Бог цветения природы, весеннего Солнца, плодовитости. Из Ирия возвращаются птицы – вестники Богини Лели, олицетворяющей весну и любовь. В себе птицы несут яйца, которые символизируют зарождение новой жизни. Так на праздник Великодня издавна расписывали писанки.

 

Яйцо – модель Вселенной

У многих народов мира существует понятие мирового или космического яйца, из которого рождается Вселенная. Очень интересен миф о Фениксе, которого обожествляли египтяне. Они представляли его себе в виде птицы величиною с орла, с красным хохлом на голове, с золотыми перьями на шее, с белым хвостом и светло-красными перьями. Филострат свидетельствовал, что Феникс прилетал в Египет из Индии (по другим сведениям, из Аравии, вообще с востока) и что перед тем как сжечь себя, он поёт предсмертный гимн. Прилетает Феникс в Гелиополис («Город Солнца») около времени весеннего равноденствия и там сжигает себя в лучах Солнца, отражающегося от золотого щита на крыше храма. Когда он превратится в пепел, на месте его смерти является яйцо. Оно немедленно оживляется от того самого жара, который сжёг Феникса-отца. Из этого яйца выходит тот же Феникс, но юный, полный жизни, в обновлённом сверкающем оперении и улетает, чтобы вернуться снова через сотни лет. Этот миф прекрасно передаёт идею о преемственности жизни, о ежегодной мнимой смерти и ежегодном воскресении природы в лучах весеннего Солнца.

По преданию, записанному Геродотом, весь мир произошёл из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса – Бога Солнца. А древнегреческий философ Плутарх считал яйцо символом Творца, вездесущего и всё в себя вмещающего.

Индийское предание о создании мира говорит о золотом яйце, которое плавало в водах, что символизирует собою Солнце, плавающее в дождевых потоках облачного неба. Появление мирового яйца в индийской мифологии приписывается Браме. Брама спокойно и задумчиво пребывал заключенным в светозарном яйце 360 дней, пока оно не разбилось. Тогда из половинок яйца Бог создал Небо и Землю. Каждый из этих 360-ти дней равнялся нашим 12000000 лет.

В «Велесовой книге» написано:

«Это Бог-Даждьбог сотворил нам яйцо,

Которое есть мир-звезда, что нам сияет.

И в той бездне повесил Даждьбог Землю нашу,

Дабы та удержана была.

Так это души пращуров суть.

И те светят нам звездами от Ира…» (ВК, д.1).

И действительно, Вселенная своим строением напоминает яйцо. Скорлупа – это небо, плёнка – облака, белок – вода, желток – земля. И даже наша планета Земля по строению похожа на яйцо. Земля так же покрыта корой, как яйцо скорлупой. Мантия – будто белок, а ядро – желток. Как мы знаем, макрокосм равняется микрокосму. Поэтому такая же структура характерна для любого земного плода: кожура, мякоть, косточка. Матка женщины с ребёнком внутри – так же напоминает яйцо. Таким образом, яйцо представляется микромоделью Вселенной, а также символом сотворения мира.

Кроме того, яйцо служит символом перехода из небытия в бытие, в нём заключается возможность, идея жизни, движения и развития. Появление живого в мёртвой скорлупе вызывало священный трепет у многих народов. Яйцо – это и символ возрождения природы, жизнь которой была скована морозом, льдом и снегом, как жизнь птенца была скована яичной скорлупой. Таким образом, яйцо служит и символом бессмертия, вечной жизни. Поэтому в могилах, курганах, древних захоронениях находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов – мрамора, глины, дерева, драгоценных камней.

 

Магия писанки

Наши предки понимали, что поскольку яйцо – это микромодель Вселенной, значит, нанося на него определённые знаки и символы, можно влиять на макромодель – саму Вселенную. На праздник Великодня, когда природа возрождается к новой жизни, наполняется новой силой, женщины и девушки расписывают писанки как знак благодарности Богу за сотворение мира, а также стремясь сотворить свой Мир Любви и Справедливости.

Следует отметить, что писанки писались и на протяжении всего года при важных случаях: свадьба, рождение ребёнка, оберег на дальнюю дорогу, начало нового дела, строительство дома и пр. Сейчас этот обычай у многих ассоциируется с христианским праздником Пасхи, однако, по археологическим свидетельствам, обычай этот гораздо старше и ничего общего с христианством не имеет.

Писанки – это расписанные магическими знаками с помощью воска и красок сырые яйца. На писанках (от слова «писать») как бы «записывается» информация. В еду их не употребляют. Этим писанки отличаются от крашанок. Крашанки – это варёные яйца, покрашенные в один цвет, обычно красный. Крашанки являются символом Солнца, поэтому, съедая крашанку, мы как бы соединяемся с Солнцем-Даждьбогом.


Написание писанок – это сокровенное женское ремесло, поскольку соответствует внутренней сути женщины. Ведь женщина может заложить больше эмоций, энергии для материализации событий в силу своей эмоциональной природы. Не зря существует выражение: «Все женщины – ведьмы». Женщина выступает «ведающей матерью» для своего рода, благодаря своим знаниям и умениям она бережёт огонь своего рода, который добывает её муж. Поэтому каждая женщина – берегиня рода – считала своим священным долгом писать писанки и передавать эту традицию своим дочерям и внучкам. «До тех пор, пока женщины пишут писанки, до тех пор будет жив род людской», – говорится в древней легенде.

У каждой женщины, как берегини рода, был свой «круг творения», на который она непосредственно влияла и который она постоянно поддерживала своими молитвами. Молитвы эти она «записывала» на вышитых рубахах, рушниках, писанках, на еде, которую готовила, то есть на всём, к чему прикасались её действительно волшебные руки. Таким образом, писанка – это записанная молитва о том, в чём нуждаются родные и близкие, это прославление Родных Богов и просьба о благословении. Держа в руках чистое яйцо, женщина создаёт свою мини-Вселенную, помогая творению мира. Она уподобляется Ладе – Великой Матери Мира, как бы представляет её на Земле. Первую писанку мастерица пишет для Богов, вторую – для своего Рода, третью – для детей и мужа, а потом и для себя, наполняя любовью и светом молитвы каждый свой круг творения.

Таким образом, с помощью писанки берегини Рода материализовывали события, утверждали нужное в Яви, программировали будущее. Например, когда писалась писанка на урожай, то этот образ вкладывали в узор на яйце. При этом вкладывалась и жизненная сила, как в клубок. Эту писанку катали по полю, а потом закапывали в землю. И вложенная писанкаркой сила с записанного узора перетекала, «разматывалась» в землю, в зёрна, посевы и в урожай. Получалось взаимоперетекание из одного в другое и обратно, то есть энергетический взаимообмен. Собранный урожай отдавал людям свою силу. Матушка Макоша и люди взаимно поддерживали друг друга, так сотворяя гармонию.

С помощью писанок вызывали благодатный дождь на поля, общались с умершими, закапывая писанки на могилах. Писанками лечили от болезней, снимали порчу – исправляли неправильные образы пребывающих в болезни людей. Их писали в знак любви, перемирия, с пожеланиями врагу счастья. Не взять писанку считалось большой обидой.

 

Древний священный обряд

Написание писанок – это древний священный обряд, и к нему готовились с большой ответственностью. Писанкарка постилась, пребывала в молитвенном настроении. Нужно было собрать яйца от светлых кур, которые неслись первый раз. Яйцо несёт в себе магическую функцию преобразования неживого в живое, подобно тому, как из, казалось бы, неживого яйца, выходит живая птица. Именно поэтому для писания традиционно брались только оплодотворённые яйца, преимущественно куриные или гусиные. Кроме того, сама по себе птица несёт в себе символику прихода весны. Курица, и в особенности петух, рождённые и продолжающие свой род из яйца, особенно почитались на Руси. Петух – символ огня, оберегает дом от пожаров. Петух возвещает восход Солнца, поэтому является и символом Даждьбога. Голоса петуха боится нечистая сила, что означает его связь с высшими силами. Петух отождествлялся со сторожем дома, ему дарили красное яйцо, чтобы не разгневался и не привёл в дом беду. Также петух является символом плодородия, хорошего урожая.

Кроме яйца, особенное символическое ритуальное значение имели и другие вещи, которые использовались при написании писанок: вода, воск, огонь, краски. Воду для мытья яиц и составления красок брали «непочатую», то есть набранную около 3-х-4-х часов утра, желательно из семи родников или криниц. Такая вода имеет особую целебную силу. Или же брали снеговую непочатую воду, то есть талую. Нести эту воду писанкарка должна была, не поворачиваясь назад и по сторонам, при встрече с прохожими не должна была здороваться и отвечать на вопросы, выдерживая строгое молчание. Тогда вода была «немая», чистая, то есть не несла никакой информации и поэтому не могла повредить или исказить писанку.

Этой живой (наполненной Живой) водой писанкарка заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору деревьев, семена и ставила на пару часов в печь. Так изготавливали краски для писанок. С развитием промышленности стали использовать искусственные анилиновые краски, но особенно преданные обычаю мастерицы всё же избегали фабричных красок, считая грехом употреблять их для писанок.

С утра мастерица принимала баню, купалась в травах. За работу садилась опрятной, в праздничной вышитой одежде, желательно новой. Большое значение имело использование всего нового, чистого, ибо происходило рождение нового мира, и ничто чужеродное не должно было повредить. Писанкарка должна была быть в спокойном, ровном, доброжелательном настроении, поскольку её состояние тоже отражается на писанке. Начинался обряд написания писанки с молитвы. Зажигалась свечка. Мастерица хорошо обдумывала, что она планирует на год, составляла образ, намерение в своем воображении, что нужно было проявить. Далее – думала-гадала образы, знаки-символы, которые лучше всего подойдут для воплощения задуманного. То есть изображала в виде узора то, что желала, чтобы случилось. Были родовые символы, испробованные на протяжении многих веков. Если узор не приносил удачи, его больше не использовали. Существовала своя система кодирования у каждого рода. В процессе написания писанки мастерица приговаривала, «замовляла» каждый символ, представляя тех людей, для которых он предназначался или ту ситуацию, событие, которым символ должен был помочь воплотиться. Формулами-заговорами она как бы закрепляла магическую силу узоров. Таким образом, древние узоры, символы – это молитвы-просьбы о здоровье, добром урожае, семейном счастье и т.д.

Узоры наносят на яйцо с помощью писачка – конусообразной трубочки. В писачок закладывается воск, держат писачок над огнём свечи, тогда воск растапливается и свободно вытекает. Воск как бы сохраняет узор: места, где находится воск, не закрашиваются. Далее писанку опускают в краску. Пока писанка находится в краске, писанкарка читает молитвы, приговаривает. И снова по закрашенной поверхности наносятся воском узоры, после чего писанку помещают в следующую краску. В самом конце писанку держат над огнём (раньше клали в печь), воск растапливается и аккуратно вытирается – писанка готова.

Интересен вопрос, когда следует начинать писать писанки. В основном начинали писать за неделю до Великодня. Но необходимо отметить особое значение Чистого Четверга для обряда написания писанок. Многие исследователи указывают, что начинали писать именно с Чистого Четверга. Четверг у славян посвящался Перуну – Богу, который воплощает силу справедливости, как бы очищает от всего нечистого. В четверг перед Великоднем поминали предков, это был Навий Великдень. В этот день обязательно нужно было искупаться до восхода Солнца – очистить тело и душу.

 

Волшебные знаки-символы

Самым распространённым на писанках является знак Алатыря – символ творения мира, центра Вселенной. Этот знак несет гармонию и духовное прозрение.

Сварга (свастика) – символ движения Вселенной. Сварга – знак, который программирует на успешную жизнь, продолжение рода, это символ Божьего благословения. Такую писанку хорошо разместить в духовном центре дома.

На писанках часто изображён бесконечник. Этот знак ещё называют ужиком или волной, он является символом Богини Даны, космических вод. Волнистая линия без начала и конца символизирует бесконечность, ритмичность движения энергий, жизни, всего мира. По традиции, писанки с этим знаком размещали над входной дверью, чтобы они очищали помыслы каждого входящего в дом. Пасечники клали писанки с «бесконечником» в улей, чтобы бесконечно роились пчелы.

Символы Солнца на писанках – это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи. Также Солнце могут символизировать шести и восьмилучевые звёзды. Солнце – это пробуждение мира, рост, поэтому «солнечные» писанки чаще всего дарили парням. Писанки со знаками Солнца писали также детям, располагали возле детских кроваток, чтобы быстрее росли и набирались сил. Существовал негласный обычай: детям и молодым людям писали писанки на красном фоне, с ясными и пестрыми красками.

Образ Дерева Жизни, которое объединяет небо и землю, является символом непрерывного обновления жизни, священной связи поколений, силы рода.

Считается, что яйцо, усыпанное разноцветными точками, может помочь женщине забеременеть и благополучно родить. Точки на писанках – прорастающие зёрна – символ плодородия. Писанку с точками преподносят молодой женщине с пожеланиями продления рода. Женщины, которые хотели иметь детей, расписывали писанки цветами и дарили их ребятишкам.

Ромбы на писанках – символы плодородия, женского начала. Писанки с такими знаками принесут удачу в творчестве – плодотворной работе.

Спираль символизирует вечность.

Бараньи рожки – Велесовы знаки. Писанки с этими символами дарили с пожеланиями богатства, успеха в хозяйственных делах. Хозяевам дарили также писанки «сорок клиньев».

Рыба – это символ здоровья, плодородия, стихии воды. Расписанную рыбками писанку вручали больному человеку с пожеланиями быстрого выздоровления. Людям с повышенным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями писанку со знаками рыбы лучше дарить в синем цвете.

Конь, олень – символы восхода и заката Солнца. В древних мифах повествуется, что олень на своих рогах выводит Солнце на небо. В мифах многих народов существует образ, что Солнце едет на запряженной конями колеснице. Конь, а также олень, считаются проводниками душ умерших из мира Яви в потусторонний мир, по аналогии, как они «переносят» Солнце из одного мира в другой. Писанка с такими символами поможет разогнать застойные энергии и активизировать жизненные силы.

Листья дуба, жёлуди символизируют мужское начало. Писанку с таким узором можно разместить у изголовья кровати главы семейства. Она будет подпитывать его положительной энергией и помогать во всех начинаниях.

Цвет на писанках тоже имеет сакральное значение. Красный («красивый, ясный») обозначает лад и любовь. Чёрный – сакральный цвет потустороннего мира. Поэтому писанки с чёрным фоном дарили пожилым людям, а также носили на могилы умерших родственников. Красно-чёрные писанки – магические, чередование красного и чёрного цвета может также означать единство противоположностей (инь и ян). Чёрный узор – символ земных Божеств. Жёлтым цветом изображали месяц и звёзды, жёлтый цвет обозначал также урожай. Голубой – небо, воздух, в магии – здоровье. Зелёный – весну, возрождение природы, богатство растительного мира. Бурый, коричневый – символ плодовитой земли. Единение белого и чёрного означает уважение к душам умерших.

 

Изготовление писанок – настоящий исцеляющий душу обряд. Нанося на яйцо древние магические знаки, мы закладываем программу на будущее и творим Мир Любви и Справедливости.

 

Зоряна Здзеба