СЕРИЯ СЛАВЯНСКАЯ МОЗАИКА. ВЕЛИКДЕНЬ


День весеннего равноденствия ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21-го марта наступает весна и продолжается до 22 июня – дня летнего солнцестояния. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие – пересечение плоскости экватора с плоскостью эклиптики.


Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется, как у воды в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми – поэтому накануне праздника рекомендован пост.

24 марта православные празднуют большой праздник – Великдень Даждьбожий.

Великдень – это давний праздник весны, весеннего солнца и природы, которая пробуждается после длительного зимнего сна. Праздник победы весны над зимою, победы жизни над смертью.

Во всех древних религиях день весеннего равноденствия – это праздник воскресшего Бога. Так в Риме до ІІІ века существовал культ Митры (божества, пришедшего из Персии). В Древней Греции на день весеннего равноденствия жрецы бога Аттиса торжественно проносили по улицам селения и оплакивали сосновое бревно, чтобы через 3 дня радостно возвестить о воскресении своего Бога. 

А задолго до христианизации Руси волхвы и жрецы на Великдень ходили от хаты до хаты и провозглашали всем: «Радуйтесь, сын Божий воскрес!».


Великдень считается величайшим днём в году, ибо тогда, по верованиям славян, воскресает бог Солнца и Жизни – Даждьбог, а весь мир возносит хвалу воскресению, рождению любви, доброты, надежды и радости жизни. Наши предки считали, что в этот день Род Всевышний открывает Браму (Врата) Ирия, и через них приносит в человеческие души очистительный огонь.

Великоденные праздники продолжаются на протяжении двух седьмиц. Начинаются они ещё в период поста днём Вербной недели, следующий праздник – Великдень, и завершается проводами покойных – Радуницей.

Вербное воскресенье – это праздник пробуждения вербы. Верба первая из всех деревьев просыпается от зимней дремоты и начинает движение соков. За этим днём начинается приготовление к празднованию Великодня. Целую седьмицу хозяйка готовит свой дом, подворье и всю семью к этому празднику.

Так как по верованиям наших Предков в большие солнцекресные праздники через открытую Браму Ирия к нам спускаются души наших великих Предков, то первейшим делом было приведение жилища в состояние идеальной чистоты (чтобы не стыдно было Богов в гостях принять).

Наши предки верили: в Великоденном свете всё приобретает особый смысл, наполняется магией, поэтому каждая хозяйка особенное внимание уделяла магическим действиям в своём пространстве. Обязательно нужно подготовить новый рушник, новую праздничную одежду для всей семьи.


Неотъемлемой частью Великоденного праздника есть крашенки и писанки. Яйцо – это символ весеннего возрождения природы, зарождения новой жизни, продолжения рода

Крашенки – это варёные яйца, покрашенные природными красителями в один цвет: жёлтым, коричневым – от шелухи лука, красным – от сока свеклы. Крашенки едят, ими играют в Великоденные игры.

Писанки – это сырые яйца с нанесёнными на них символическими узорами. В старину писанки не варили, а расписывали сырыми, чтобы не убивать живую силу зарода. Сегодня люди не придают писанкам такого значения, потому часто попадаются писанки из варёных или выдутых яиц, что является неправильным по своей изначальной сути. Традиция окрашивать яйца появилась давно, и, думаю, была связана с тем, что если яйцо не красить, то всем понятно, что из него вылупится цыпленок, утёнок или ещё какая птичка, или ящерка. А вот окрашенное, небывалое яйцо уже может содержать в себе что угодно…, а точнее, что нарисуем, тем содержимое и обозначим. Имело значение всё: и цвета, и символы рисунка. Различают аграрные крашенки и писанки, на которых изображались семена, ростки, снопы и т.д., вплоть до символического отображения всего цикла полевых работ; погребальные, где рисовались знаки богатства, изобилия и довольства – той жизни, которую должен был получить усопший. Поминальные с символами плодородия – способ донести до ушедших предков то, что род их жив и процветает. На яйцах-жертвах богам, несущих религиозно-ритуальное значение, изображались три мира с населяющими их животными и божествами, хляби небесные, дождевые потоки и так далее. Как символ весеннего и осеннего равноденствий, яйцо является знаком солнца, воскрешения из мёртвых, начала (рождения порядка из хаоса), круговорота и цикличности жизни. Писанкарство – это особенное магическое занятие, требующее сосредоточенности и умения.


Обязательным атрибутом этого праздника является выпекание куличей (баб). Начинают выпечку куличей в Чистый четверг, когда всё в доме прибрано, побелено, постирано, и писанки к Великодню уже написаны. Это также магический ритуал, к которому необходимо тщательно подготовиться. Подготовить продукты, посуду, рушники и, самое главное, настроиться на магическое действо:

«Выпекать куличи нужно только в хорошем настроении, в семье, от мала до велика все должны быть спокойными, все должны знать, что женщина печёт куличи, а кулич должен печься на позитиве».

Его выпекали по принципу: чем выше каравай, тем лучше урожай, тем больше приплода будет в следующем году.

Обычно выпекали куличи трех видов:

– жёлтые бабы – кулич солнца (жёлтый от добавленной сдобы), посвящался Богам, именно его освящали во время праздника и употребляли на Великдень (пекли в Чистый четверг);

– белая баба – кулич душам умерших родственников, с ней ходили на кладбище (пеклась в субботу);

– чёрная баба – хозяевам и семье. Собственно, чёрная баба – это и есть тот самый ржаной хлеб, который мы едим каждый день.

Этот обычай подчёркивает общий торжественный настрой Великоденного праздника, что даже простое выпекание хлеба «чёрной бабы» обрело сакральный смысл.

С приходом христианства на Русь церковь «подогнала» древний праздник Великдень под еврейский праздник Пасха. Вроде бы всё предусмотрели: и воскресающего Бога, и некоторые традиции празднования взяли. Но, тем не менее, писанки и куличи до ХVIII века запрещалось святить в церкви (по еврейскому обычаю Пасха празднуется пресным хлебом, виноградным соком и травой иссоп). Ещё Иван Грозный обращал внимание своих церковнослужителей на тот факт, что люди, приходя из церкви домой, святят(!) куличи и кушают крашеные яйца.

 

В этой статье я приведу несколько рецептов куличей, чтобы каждый мог выбрать себе то, что больше по душе!

Для начала хочу поделиться рецептом, который достался в наследство от бабушки. Я каждый год пеку бабы по этому рецепту, и хотя в этом рецепте есть дрожжи, отказаться от него я не могу!


Великоденная баба:

Вечером, накануне выпечки куличей, в 22.00 берем 150 г дрожжей, 3 стакана теплого молока, 12 яиц + 3 желтка (желтки из всех яиц часов за 8 до этого растереть с щепоткой соли), 400 г сливочного масла (растопленного), 3 горсти муки. Перемешиваем и оставляем на ночь.

Утром (в 6.00) добавляем 250 г сметаны, 5 стаканов сахара (без верха), 1 столовую ложку мёда, 1 ст.л. водки, 2-3 пакетика ванильного сахара и остальную муку – 18 стаканов. Вымешивать тесто 1 час. Тесто должно быть не очень крутое. Вымешанное тесто ставим в тёплое место на 1-1,5 часа. Когда тесто увеличится в объёме в 2 раза, раскладываем по формам (на 1/3 высоты формы) и оставляем на 1 час подходить в формах. И печём при температуре 180-200 градусов. Время выпечки зависит от величины формы. Выпеченные бабы вынимаем из форм, накрываем рушниками. Остывшие – украшаем белковой глазурью, цукатами.

 

Кулич на закваске:

Рецепт экспериментальный – смотрим по своей закваске. Он пересчитан с дрожжевого рецепта (из книги 1955 года) на заквасочный. Получается, конечно, не такой жирно-сдобный, как остальные куличи на дрожжах, но очень вкусно и красиво: исключительная воздушность, мякиш такой кружевной, шелковистый и чудный аромат!

Ингредиенты и процесс:

Освежаем с вечера, предыдущего печению дня, закваску – 1 ст.ложку из холодильника + 100 грамм пшеничной муки, 100 грамм воды, ставим на 14 часов.

На следующий день печём.

150 г спелой закваски

+ 330 г муки в.с.

+ 100 г молока

+ 3 крупных яйца. Вымесить до гладкости.

Оставить бродить на 2 часа.

После этого вмесить все остальные продукты по рецепту

2 г соли

100 г сахара

80 г масла сливочного

80 г рафинированного растительного масла

Месить ещё, до развития клейковины (тесто начинает отставать от рук).

В последнюю очередь вмесить изюм 80 грамм и ванилин на кончике ножа.

Оставить тесто на 2 часа.

Уложить куличи в формы, заполнить их на четверть и дать расстойку, пока не увеличатся в объёме в 4 раза.

Время выпечки зависит от размера: Бабы по 100 г печь при 180 градусах 20 мин., бабы по 500 г печь 50 мин. и бабы по 1 кг печь в течение часа.

Сироп для промочки:

90 г сахара

25 г воды

Охлаждённый кулич опускают верхней частью в сироп на 1-2 минуты, затем верх кулича покрывают помадой или белковой глазурью и украшают цукатами.

 

Делаем крашенки:

За час до варки достаём яйца из холодильника (чтобы не лопнули). Чтобы лучше ложилась краска, протираем их спиртом или уксусом. И чтобы не лопнули наверняка, можно добавить в воду для варки 1 ст.л. соли.

Луковую шелуху заливаем водой и кипятим. Даем настояться 1-2 часа. Опускаем в отвар яйца и варим. Вариации на тему: перед тем как опустить яйцо в отвар можно положить на него листочек или цветочек и всё вместе поместить в капроновый чулочек, или завернуть яйцо в кружево (концы нужно завязать).

После варки яйца оставить в отваре ещё на некоторое время. Потом вытереть или дать обсохнуть и протереть тряпочкой, смоченной в растительном масле (чтобы блестели).

Цвет крашенок зависит от количества луковой шелухи: чем больше, тем темнее. Цветовая гамма от золотистого до тёмно-бордового.

 

Орияна МАТЛАХОВА