СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Подмена сути

До недавнего времени славянское мировоззрение было воспринимаемо многими людьми как примитивное обожествление природных элементов и явлений. Однако, сейчас людям, ищущим глубокие Знания, становится очевидно, что на самом деле их Предки были бесконечно мудры и проникнуты природными ритмами. Они знали ключи к каждому явлению, окружающему их, могли гармонично существовать со всем природным миром и бережно передавали эти знания следующим поколениям.


Многие церковные праздники отмечают ныне как верующие, так и неверующие люди. Как для первых, так и для вторых, праздники эти представляются только лишь христианскими, ибо в народном сознании они чётко ассоциируются с наиболее распространенной сегодня конфессией. На самом же деле, большинство современных религиозных праздников, подчас с точным совпадением дат, проистекают из более древних славянских празднеств.

В далекие времена, ещё задолго до появления христианства, у всех народов Земли праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времён года, сев, сбор урожая, и т.п. Во времена насильственной христианизации для того, чтобы укрепить в народном сознании переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно полюбившиеся людям так называемые «языческие» праздники, но вкладывала в них новое содержание.

Вкратце напомним, что православное летосчисление ведется по юлианскому календарю, и потому отстает от нынешнего григорианского на 13 дней. В 354 году христианская церковь официально установила празднование рождества Христова на зимнее солнцестояние. В этот день в Риме широко отмечалось рождение солнечного бога Митры, в Греции – бога Диониса, в Египте – Осириса, в Аравии – Дусара. На Руси этот праздник называли «зимний коловорот» или «день рождения Солнца» – Коляды-Божича, так как именно с этого момента солнце начинает «расти»: день становится длиннее, а ночь короче. Тем самым, в понимании церкви, рождество Христово символически должно было олицетворять рождение Солнца, которое несёт жизнь Земле.

Сразу после зимнего солнцестояния у римлян идут «календы». В это же время на Руси древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник – Святки. В Белоруссии и на Украине до сих пор святочную неделю называют «Коляда». В эти дни идут пиршества, увеселения, гадания, хождение ряженых, колядование. Аналогичное римским «календам», русское название «колядки» происходит из общего санскритского корня, где «кол» означает солнце или круг. Известно, что «круглое» имеет в русском языке корень «кол»: колесо, кольцо, колобок, колодец, колокол, коловорот (солнцеворот). Например, у индийцев (по нынешний день) «Koleda» почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые обряды, а слово «koledovat» на языке хинди означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками (!). Наконец, от этого же корня произошло в дальнейшем и слово «колдовство».

Далее шёл праздник проводов зимы – Масленица (правда, ныне дата Масленицы «кочует», так как сразу после неё начинается великий 40-дневный пост: здесь уже есть некая привязка к христианскому календарю). Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажжённые «калеса», жгли костры – всё это символизировало весеннее солнце (Ярило), набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – по поверьям древних славян, их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследует и весь масленичный ритуал: обильные пиры, весёлые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивают проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, символизирующей Мару-Марену, богиню зимы и стужи, которою сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым – это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) живородится жизнь (весна).

В 325 году, на первом вселенском соборе, был установлен порядок празднования пасхи. Воскресение Христово в природном символизме означает вечно возрождающуюся жизнь: когда после долгой зимы появляется первая зелень. Из истории известно, что умирающие и воскресающие боги были у древних греков, египтян и финикийцев – и все они так же воскресали, многие именно весной. Например, в соответствующий праздник египтяне встречали друг друга словами: «Осирис воскрес!». Отсюда и было заимствовано первыми христианами это известное приветствие. Так же именно из древних славянских поверий вошла в пасхальные обычаи традиция красить яйца. В культуре множества народов яйцо символизировало тайну рождения жизни. В славянской традиции этот праздник именуется Великоднем и, в отличие от пасхи, имеет привязку к весеннему солнцестоянию, т.к. именно после весеннего солнцестояния день начинает увеличиваться.

В близкий к Воскресению Христову день существует сохранившийся со славянских времён день поминовения предков, ранее называвшийся Родоница (от слова «Род»), когда люди идут к могилам своих умерших родственников помянуть их души. Надо заметить, что пасха, в отличие от Великодня, является «кочующей» датой, и все остальные праздники, каким-либо образом связанные с ней, так же «кочуют» по календарю.

Христианская церковь на 40-й день после пасхи празднует Вознесение Господне. Древние народы после окончания весенних полевых работ отмечали дни божеств, знаменующих переход весны в лето: так, у финикийцев возносился на небо бог Адонис, у греков удостоился чести вознестись к богам Геракл, совершивший множество подвигов. Славяне почитали Ярилин день, в который с благодарностью провожали весну (Ярило – весеннее солнце).

Праздник летнего солнцестояния 22 июня (летний коловорот) так же широко праздновался многими народами Земли. На Руси это – Купало (так славяне называли летнее солнце). Этот день в древние времена был главным летним праздником: славяне жгли костры, устраивали игрища, водили хороводы, пели песни, освящали браки. Древние славяне верили, что в ночь на Купало деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой (что подтверждается современными научными исследованиями), поэтому знахари торопились их собрать именно этой ночью. Также считалось, что в самую короткую ночь в году совершается великое чудо: огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот «Жар-цвет», то найдёт клад. Как и в другие праздники, посвященные солнцу, на Купало катали горящие колёса. В этот день древние славяне избавлялись и от всякой скверны: жгли сорочки больных, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, дабы священный огонь очистил человека от всякой порчи.

Чтобы внести в этот популярный у народа праздник новый христианский смысл, церковь наложила на эту дату рождество святого Иоанна-крестителя. Таким образом, в период двоеверия на Руси и родилось ныне всем известное название этого праздника – «Ивана Купала».

В середине лета (вблизи 20 июля), в период обильных дождей и громов, народы Европы отмечали праздники в честь своих богов громовержцев: Зевс – у греков, Тор – у скандинавов, Перун – у славян. Сейчас это праздник Ильи-пророка, которого часто называют Илья-громовник: вспомним, что у него тоже суровый нрав, он так же, как и древние боги, сотрясает небеса и мечет молнии.

Далее – в начале осени – следуют два христианских праздника, связанные с девой Марией: рождество пресвятой Богородицы и Покров день (21 сент. и 14 окт. соответственно). Между этими «женскими праздниками» находится осеннее равноденствие. И вновь здесь присутствует природный символизм: после того, как сбор урожая заканчивался, древние земледельцы благодарили «матушку-Землю» за предоставленные блага. В этот день особым почитанием пользовались женщины-богини, впоследствии так же рождавшие божественных сыновей: в Египте всеобщее поклонение имела богиня-мать Исида, у греков – Гея, у финикийцев – Астарта, у вавилонян – Иштар, на Руси чествовались «Мать Сыра Земля» и легендарная прародительница славян богиня Лада.

И после следует ещё одно колодарное событие (на которое не наложился никакой христианский праздник) – «ДедЫ» (ударение на последнюю букву), отмечается 31 октября. Этот оставшийся с древних времён «день поминовения Предков» особенно почитаем в Белоруссии и в Украине. Так же, как и полгода назад (на Родоницу), люди идут к могилам родных, чтобы почтить их память.

Потом приходит зима для того, чтобы согреть землю под снежным покровом, а за ней вновь вернувшаяся Весна будит спящую природу. Так снова и снова повторяется вечный круговорот. «Да расцветёт повсюду жизнь!», – как говорили наши предки.

http://www.perunica.ru