ОВСЕНЬ – СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕНИ


Сивый Яр является осенним проявлением Деда нашего – Даждьбога. Праздник в его честь отмечается Русинами по окончании сельскохозяйственных работ, а сам осенний лик (Сивояр) почитается вплоть до Коляды. Овсень суть одно из имен Сивояра, от того и сам послелетний отрезок времени называется в его честь – осенью. Под именем Овсеня Сивояр почитался дважды: на Великий и Малый Овсень. Значение слова точно не выяснено, наиболее убедительная теория говорит о том, что оно происходит от древнерусского «оусинь» – синий, блестящий. Это небо в период, когда Овсень превращается в Корочуна, умирает и рождается как Божич, отсюда и одно из названий декабря – «просинец».

Старейшее название Овсеня у Русинов – Ясень, как обозначение старости, мудрости, ясности ума. Несмотря на то, что Овсень начинает самую тёмную часть Годового Круга, его имя связывается со светлой частью, с Новым Годом. Овсень является переходным периодом, мостиком  из одного лета в другое.

Овсень отмечается на третий день осеннего равноденствия. Малый Овсень приходится на Корочуна, что подтверждается обрядом посевания, присущим новогодним праздникам, и названием этого действия в немецком языке – «owsen» (нем. «засевать»). Главные действия в честь Овсеня связаны с аграрно-хозяйственными работами, точнее их завершением и единением родов. Ведь по окончании жатвы роды собирались на совместные общественные праздники, в это же время веси (хозяева) справляли свадьбы. Поэтому Сивояр, суть опекун богатств и состояний наших, он символ единства поколений Русинов. Он тот, кто соединяет роды в сообщество.

Образ Овсеня рисуется как всадник с богатыми плодами в деснице и пучками сухих цветов в шуйце. Он распределяет богатства земли между родичами, наделяя честных и трудолюбивых и наказывая лентяев да воров. В народе бытует поговорка: «Осень на пёстром коне ездит». Вполне возможно, что это остатки представлений об Овсене, Его конь, в отличие от белого Ярилового, пёстрый, потому и осень разноцветна, пестра. На неотъемлемость образа коня у Овсеня наталкивает название латышского бога опекуна лошадей – Усиньш. Хотя в отдельных краях Овсень приходил к людям верхом на свинье, что является более древним обрядом, поскольку здесь мы видим свинью как образ солнца, ведь её название происходит от санскритского «su» – рожать, и по своей природе свинья очень плодовита, Овсень же, как известно, является Богом изобилия.

Главными действующими лицами этого праздника являются пожилые люди, женатые пары, те, кто уже имеет детей. Необходимыми атрибутами праздника являются Дидух (символ вступающего в силу Велеса), зёрна ржи, пшеницы и овса, большой калач.

В западнорусских краях праздник Овсеня зовут ещё Радогощ, ибо в это время собран урожай и гостей особенно искренне поздравляют, радуясь им. Немецкие летописцы, наблюдавшие за праздником Радогощь на Руян, описывают, что это было величественное действие, связанное с окончанием осенних полевых работ и собранием урожая.

На Овсень готовят большой калач, на Руяне он был в рост человека. Этот калач символизировал богатство всего рода, итог достижений огнищан. Он также воспроизводит представление о Старом, Могучем Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависит жатва. Не зря ещё одним названием Сивого Яра является Ясень, то есть ясный, просветлённый. Вспомним, что третий лик Ярилы тоже называется Ярилой Ясным, то есть мудрым, ведающим.

В этот день устраивается великая братчина, пир. На него сходится вся община, каждый приносит лучшее от стола семейного к столу родовому. Проводят обряд гадания и предсказания будущего. На Руси величественный праздник Овсеня – Радогощ проводили на горе Богит, где стоял образ Световита до начала XIII в.

 

Богумир МЫКОЛАЕВ