Летний круг праздников славян наиболее красочный и весёлый, так как это время, когда оживает и буйствует природа, жизнь раскрывается во всех своих проявлениях. Праздники лета – это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей. Идея продолжения рода и приплода как такового раскрывается практически в каждом празднике, основным из которых есть Купала-Семиярило.
ИЮНЬ / ЧЕРВЕНЬ
01.06. Шума.
Даждьбог ходит по земле и наполняет всё сущее силами. Прадник Шума завершает весенний цикл, это день последних весенних хороводов в Священных Рощах. Шум есть сам Князь-Даждьбог, который нарядил природу листьями и зеленью.
05.06. Семик. (Ярило). 77-й день от Новолетия.
Древний славянский женский праздник, посвящённый почитанию великой силы Матери Земли, праздник магических женских обрядов. Ярило почитается женщинами в этот день в своей оплодотворяющей сущности. Этот день чётко противостоит в календаре Морозу (Велесову дню) 06 груденя (декабря) ибо Ярило и есть молодой Велес, а последний, как известно, является Богом всякой ворожбы, гадания и магии.
16.06. Начало строгого 9-дневного говения, очищение души и тела.
21.06. Купальский зачин.
Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды. Ведающие в этот день благословляют своими молениями и славлениями рождающееся летнее Солнце – Семиярилу.
23.06. Ночь на Купалу.
Приходится на 3-ю ночь летнего солнцеворота. Она соединяет людей с божественным миром природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодежь, принимая участие в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купала. Купало (Семиярило) – Бог наивысшей яри солнца, летнего солнцеворота, вершина и объединение противоположностей. В преддверии Купала проводятся все самые святые обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодые и юные скрепляет любовью. Пара, которая берётся за руки и перепрыгивает через священный купальский огонь, считается помолвленной.
На Купала открываются Небесные врата, и все молитвы легко и свободно летят в Ирий, к Богам. Это самое лучшее время для того, чтобы начинать новые и серьёзные дела, потому что в человеческой жизни Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному решению важных дел. В Купальскую ночь Даждьбог в лике Перуна зажигает цветок папоротника, и счастлива та пара, которая увидит его. Но зажигается тот цветок не столько в мире Яви, сколько в душе человека, который предназначение свое нашёл, твёрдо на путь стал и к цели идёт, не оглядываясь, оттого он непостижимо большим счастьем владеет и, что ему в мире делать, знает. Пары, которые один путь на двоих находят, душами соединяются и способность Праву ведать получают, а это – наибольшее Богатство во всех мирах.
В это время небесное светило находится в куполе – наивысшей небесной точке, потому дни самые длинные, а ночи – самые короткие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, дозревают зёрна и плоды.
В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужна помощь лекарственных растений. Собирать траву выходят рано утром. В это время загадываются самые сокровенные желания, и они, так или иначе, исполняются.
24.06. Купала. Рождество летнего Солнца (Семиярила). На третий день после летнего солнцестояния, когда солнце-юноша становится солнцем-мужем. С утра проводят освящение воды, криниц, сбор лекарских трав.
ИЮЛЬ / ЛИПЕНЬ
14.07. Белобог. Летний Стрибог. Посвистач.
Середина Лета. 21-й день от Купалы.
Стрибог является стержнем и основой объединения и перехода Белобы в Чернобу и наоборот. Стрибог в движении проявляется, он со Сваргой един и может быть очень быстрым, а может – медленным. Ветры – это изменения, преобразования, и потому Стрибог может страданием проявляться, поскольку без внутренних самоограничений и предостережений трудно добиться серьёзных изменений. Когда ветер не дует, это значит, что он набирает силу для рывка, так же и человек – может сдерживаться и определенного порядка придерживаться, чтобы подняться на высшую ступень духовного развития.
У Стрибога есть шесть сыновей и шесть дочерей, и большое количество внуков. Они помогают ему поддерживать всё в движении, направляя погоду и перемещения в пространстве. По воле Отца они борются с нечистью, стрелами огненными уничтожая её. Стрибог вездесущий и видит всё происходящее в мире, оттого он имеет четыре главные лика: Сивер – Бог холодных ветров, Летник – Бог теплых ветров, Стрига – Бог восточных ветров, Ветрил – Бог южный ветер. Кроме них, есть Морян – ветер, дующий с моря, и Ветерец – лёгкий ветер. Среди Стрибожичей есть коварный и хитрый воздушный дух – Искуситель.
В середине лета, когда уже видно по урожаю, как будет жить род,– хорошо или худо, –чтят Отца Стрибога. Зная, что впереди Перунова неделя и Паликопа, Стрибога почитают, как Отца ветров, которые могут принести как добрые, так и лихие изменения.
День Стрибога – воскресенье, поскольку он – великий отец, который с Родом Всевышним суть одно. В человеческом сознании он представляется как старец с большой бородой, с луком, стрелами и кнутом. Стрибог есть само пространство и его держатель. В его день принято гадать по огненным стрелам, пуская с востока на запад.
20.07. Перунов день.
Перун является одним из старших Сварожичей (сынов-проявлений Сварога). Защитник Законов Прави, олицетворение всепобеждающих сил Рода Всевышнего небесных и земных, повелитель молнии и грома.
Для прославления Перуна, который отождествлялся с дубом, его древо высаживали и растили в Боголесьях – Священных рощах. Перун ратной силой Рода-Породотеля есть, он блюдет Справедливость и законы Прави. Перун – великий заступник и строгий судья, поэтому Предки, идя оборонять родную землю и веру свою, клялись перед Правью – Перуном, Богом своим, не осрамить славы Отечества. В честь громовержца в Родовых храмах постоянно горели огни, которые поддерживались дубовым ветвями.
Чтобы был хороший урожай, в Перунов день мужчины приносят «пожертвы» дубам, обращаясь к Небу, а женщины – липам, обращаясь к материнским силам Земли. Главными праздниками Перуна являются: Купала, когда Перун проявляется через Даждьбога (в эту ночь именно Перун зажигает цвет папоротника) и Перунова неделя, начало которой приходится на 20 липеня (июля).
В последнюю треть июля Солнце-Даждьбог входит в огненное созвездие Льва – в эти дни славяне, испокон веков, чтят Бога Перуна. Давно было замечено, что в конце июля особенно сильно бьют молнии и громы. Три праздника выпадают на Перунову неделю: Перунов День, Перуница-Додола и Паликопа. Вместе они ознаменовывают начало жатвы.
Именно в Перунов день проходят моления возле старых дубов – священных Перуновых деревьев, ритуальные обеды, освящение воды «перуновыми топориками», плетение дубовых венков и возложение их на головы мужчинам для крепости и здоровья. Но, самое главное, именно в Перунов день славянские мужи проводят тризны, поединки, в которых испытывают свою силу и смелость. Жрецы зазывают померяться силами самых достойных, один из которых становится князем Перунова дня.
22.07. Летняя Перуница.
Почитание молнии, женского проявления Громовержца. Через два дня после праздника Перуна почитают его супругу (воинственный женский лик) – Перуницу-Додолу. Издревле повелось у славян, что женщина, в крайне опасных для родной земли случаях, брала в руки оружие и обороняла свой род. Это происходило тогда, когда гибли способные к обороне мужчины, либо их не было. В сей день девицы, девы проводят свои тризны, соревнуются во владении особыми видами оружия и навыках самообороны. В этот день также проводят девичьи посвящения.
26.07. Чур. Паликопа.
Проводятся обряды на соединение огня земного с огнём небесным, роды молятся о сохранении коп жита-пшеницы. В этот день принято разжигать огни из соломы и очищаться, перепрыгивая через них. Обходят ниву с молениями об урожае, обращаются к Богам с просьбой сохранить и защитить поля страдные.
В этот день в лучах утреннего Солнца появляется, восходит звезда Сириус.
АВГУСТ / СЕРПЕНЬ
01.08. Спасовка. Первый Спас.
Благодарение Роду Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение мака, цветов, источников и криниц. 40-й день от самой короткой летней ночи, купальской. В календаре этот праздник стоит напротив Зимней Громницы, Сретенья (02 лютеня/февраля), и, если Громница является встречей Весны, то Спасовка (Первый Спас) олицетворяет начало завершения весенне-летнего цикла. Этот праздник в народе называют Маковеем. Принято кроме всего прочего почитать Души Предков, освящать колодцы и родники, в старину и сейчас славяне-родноверы торжественными шествиями с песнями и славлениями идут от капищ к родникам. Там разжигают два огня и проводят окуривание источников, после чего проводят гуляния с песнями и плясками.
07.08. Спожинки. Второй Спас.
Освящение мёда, яблок, груш и иных садовых даров. Особых обрядов в этот день не проводится, но в семьях принято устраивать застолья, а хозяин особое внимание уделяет молитве у пасеки (если таковая есть), обращаясь к Велесу за благословением и освящением его хозяйства. На капищах и святилищах жрецы освящают садовые дары (фрукты, ягоды).
17.08. День пречистой Матери-Земли. За 40 дней до Овсеня.
Начало 40-дневного очищения души и тела. В народе – первая Пречистая. К сему дню нужно завершить сбор урожая, ибо Мать-Земля готовится к осенне-зимнему сну. Особое внимание следует уделить молитвам и славлениям Макоши-Матушки, насытить её Живой, поблагодарить за урожаи и поддержание жизни в Яви. Жрицы проводят обряды благодарения и принесения пожертвований Земле-Матушке. Отношение к земле, как к Матери, проявилось целым рядом обрядовых действ: исповедью земле, покаянием за кривду перед Матерью-Землёй, катанием в росе, освящением благодатной силой Матери-Земли. В мировоззрении Арийских народов нет чего-то более значимого в Яви, чем образ Матери-Земли, он пересекается с образами матери, жены, сестры и переходит на весь женский род. Земля отождествлена у нас с матерью, а женщина – с плодородной землёй, и, когда мы стремимся возвеличить женщину, то желаем ей быть богатой и плодородной, как Земля-Мать.
18.08. Хорояр. Третий Спас.
День освящения и потребления жертвенного каравая из нового зерна, благодарения Даждьбога за щедрые дары, урожай. В этот день освящают зерно для посева озимых. Проводят обрядовые соревнования на конях, гадание по коню и почтение коня, как образа Бога Солнца – Хорса, Ярила, Даждьбога. Коней украшают лентами, заплетают им гривы, отдают всевозможные знаки почёта и уважения.
31.08. Постриги. День Священного Огня-Защитника.
Вечернее зажжение семейного огнища, поминовение погибших Богатырей да Витязей родной земли. Воинские посвящения. Зажжённый в этот день огонь хранится в доме до весны, его стараются не погасить, принести в печь, зажечь от него свечи. Также в этот день проводятся варновые посвящения, постриги.
Богумир МЫКОЛАЕВ