Летнее солнцестояние – один из поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета – Лита, Лито, Лиго, Мидсам. У славян это – КУПАЛА (КУПАЛО).
Мистический большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. С днём Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая, но и ещё большей щедрости: успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались многие легенды. Самая распространённая из них повествует о том, что в день Купалы многие растения приобретают особую целебную силу. Главное место занимал папоротник, который в эту ночь якобы цветёт чудесным огненным цветом, указывая, таким образом, на зарытый в этом месте клад. «Есть трава папороть. Растёт в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. А цветёт она накануне Купальского дня в полночь, одним часом отцветает, а цветёт – точно огонь горит».
Характерная примета Купальского праздника – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, высушивают и сберегают, почитая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх. «Терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлыч, терлыч, хлопцев покличь!». Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте детям вашим от этой травы здоровья!». Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы. Высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле: порезы, нарывы, опухоли. «Пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы (Коструб) – куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
Коструба облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия – деревянный уд (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Девушки изготавливают женскую куклу – Марену (иногда называют Кострома).
На закате Солнца зажигаются священные костры. В некоторых областях складывали два костра. Один повыше и побольше – чистый яркий солнечный огонь, и второй, поменьше и подымнее – его используют для прыжков через огонь, окуривания, очищения.
Для того чтобы костры лучше дымили, в них бросали пучки соломы, мешочки с сушёным папоротником, укрывали огни травой или зелёными ветками. Чтобы придать дыму дополнительную, узкоспециализированную силу, в огонь бросали те или иные травы, к примеру, чеснок (чтобы весь год не подхватить лихорадку), тмин или белую полынь (чтобы поясница во время жатвы не болела). Разжигали костры «чистым» способом, т.е. пламя добывалось трением. В эту ночь празднуют рождение Солнца в его ипостаси взрослого мужчины. Проходит время Ярилы – юноши, и ему на смену идет Бог Купало.
А ещё это время брачных игр. В эту ночь Солнышко Даждьбог вступает в союз с Даной, и в мире Яви приходит время свадеб. Основной темой Купальского праздника является соединение мужского и женского начала. Это можно проследить и во время молодежных игр, когда парни разрывают девичий хоровод и похищают Марену (женское начало) для того, чтобы бросить в огонь (мужское начало), а девушки, выкрав Коструба, бросают его в реку (опять же соединение мужского и женского).
Купало – это не только весёлый праздник, это также время смотрин, совместных (парни-девушки) хороводов, парных танцев и игр. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинают через него прыгать. После очищения огнем следует обязательная часть – купание, очищение водой. Девушки пускают на воду веночки для того, чтобы встретить своего суженого, ведь каждый из присутствующих мечтает в эту сказочную ночь встретить свою судьбу.
Ещё одним главным действом является братчина – пир, который объединяет всех присутствующих. Каждому участнику праздника полагается часть освящённой пищи.
У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его к воде, как символ того, что с этого момента сила Солнца уменьшается, идёт на спад. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, терлыч, одолень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
НЕКОТОРЫЕ НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С КУПАЛЬСКИМ ПРАЗДНИКОМ
В ночь накануне Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Купальскую ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
На Купало деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
Если на Купало перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.
Некоторые обычаи были связаны и с домашним хозяйством, например, накануне Купалы в тех местах, где было принято мыться в бане, женщины заготавливали веники на весь год, а в сам праздник перемывали чистой водой «квашенки» – кадушки для теста. Ну и, понятное дело, все приличные и склонные к чистоте люди в это время прибирали дома, чистили особенно запущенные углы и вообще наводили марафет.
И ещё немного полезной информации:
Плакун- трава – дербенник иволистый
Терлыч-трава – горечавка жёлтая
Разрыв-трава – мифологическое растение, позволяющее отпирать все замки. В реальности разрыв-травой иногда называют бальзамин обыкновенный, но это не совсем корректно, так как не всякий бальзамин может быть той самой разрыв-травой.
Одолень-трава – кувшинка обыкновенная
Зяблица – предположительно «заячья капуста» – кислица обыкновенная
Чернобыльник – разновидность полыни с красновато бурыми или фиолетово бурыми стеблями.
Богородицкая трава – чабрец
Орияна МАТЛАХОВА