КОРОТКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ (рассказ)

Петька и Валерка дружили с первого класса. С Петькиного первого класса. С тех пор, как четвероклассник Валерка защитил Петьку от двух своих маргинальных одноклассников, промышляющих стяжанием карманной мелочи у малышни. Хулиганов ещё тогда перевели в другую школу, а Петька и Валерка так и остались – не разлей вода. Им было интересно друг с другом. Неутомимо любознательный Петька, интересовавшийся всем подряд, снабжал друга разнообразными сведениями из серии «удивительное рядом», а спортивный Валерка подтягивал Петькину «ботановскую физуху» до приемлемого человеческого уровня, и, что характерно, подтянул.

В этом году Петька перешёл уже в пятый класс, а Валерка – в восьмой. Сентябрь выдался тёплый и солнечный – бархатный сезон в небольшом курортном городке обычно длился до середины октября, а порой, и дольше. Нынешним летом друзья начали заниматься фридайвингом, и всё своё свободное время посвящали тренировкам. Валерка уже научился задерживать дыхание на три с половиной минуты, у Петьки результаты были поскромнее – чуть больше двух минут. Сегодня юные дайверы запланировали погружение в районе заброшенной бухты – там из глубины торчали три скалы, прозванные местными жителями: Дракон, Черепаха, и Перископ – третья была похожа на частично всплывшую над водой подводную лодку с выдвинутым перископом…

Петька и Валерка шли вдоль берега по кромке воды. Топая по мокрой гальке, Петька то и дело наклонялся, выбирал камешек, пристально рассматривал и разочарованно бросал его в море.

–   Ты чего ищешь? – спросил Валерка.

–   Куриного бога… – продолжая глядеть себе под ноги, ответил Петька. – Куриный бог – это такой талисман, …такой камешек – плоский, с дырочкой …ему можно загадывать желания… – деловито сообщил он. Валерка понимающе кивнул.

Друзья добрались до места и, привычно натянув ласты и маски, бухнулись в объятья тёплой морской стихии. Доплыв до Дракона, сделали разминочное погружение. Основной целью на сегодня была назначена Черепаха – там, под водой, в скале обнаружился грот, и ребята намеревались осмотреть его поподробнее. Доплыв до разлёгшейся на воде скалистой черепахи, мальчишки уцепились за её шершавый бок.

–   Давай зайдём с другой стороны, – предложил Валерка.

Петька кивнул и сделал несколько гребков, огибая риф.

–   Смотри! Что это?

Друзья зависли в замешательстве. На поверхности воды огромным пятном в несколько десятков метров колыхался слой мусора. Дрейфующий остров отходов человеческой жизнедеятельности принесло откуда-то из глубины, и вот теперь эта неприглядная масса густой волной билась о каменный черепаший панцирь.

–   Как думаешь, откуда это? – Валерка вглядывался вдаль поверх мусорного пятна, пытаясь разглядеть его масштабы.

–   Не знаю. – Петькины плечи на секунду показались из-под воды. – Быть может, свалку какую размыло? Или штормом принесло?

–   Ну что, посмотрим, что там внизу? – предложил Валерка.

–   Ага, давай, – кивнул Петька.

–   Погружаемся. – Валерка сделал несколько глубоких вдохов-выдохов и скрылся под водой. Петька нырнул следом.

Оказалось, что мусорный остров расплылся не только по поверхности – он, словно айсберг, уходил на несколько метров под воду. Жестяные банки, полиэтилен, бумага, какие-то обломки, клубки лески… и даже кусок рыболовной сети… – всё это хаотично колыхалось и перемещалось, создавая плотную преграду почти до самого входа в грот.

Ребята опустились на дно, мусорный айсберг осел ещё ниже, практически закрыв вход. Убедившись, что подводный лаз им сегодня не исследовать, мальчишки двинули наверх, …но тут их внимание привлекло какое-то движение. Внутри мусорной взвеси как будто что-то пульсировало. Некоторое время друзьям понадобилось, чтобы разгрести под водой часть мусора. Там, запутавшись в обрывке прочно зацепившейся за край рифа рыболовецкой сети, отчаянно трепыхался дельфинёнок.

Валерка дёрнул сеть, Петька попробовал распутать с другой стороны. Сеть прочно держала детёныша дельфина, не давая выбраться. Оставив безуспешные попытки, ребята всплыли на поверхность воды – отдышаться.

–   Нужен нож! У тебя же есть! – отфыркавшись, сказал Петька.

–   Как назло…

–   Что, как назло?

–   …я его оставил на берегу… – Валерка оттолкнулся от рифа и погрёб к берегу.

–   Надо быстрее! …Дельфины же дышат воздухом. А детёныши вообще не могут долго быть под водой. Они даже почти не спят первые несколько месяцев после рождения, потому что им постоянно надо всплывать для вдоха… – Петька плыл рядом, взахлёб выдавая сведения.

Как назло, погода испортилась. Вода помутнела и взялась мелкими барашками. Начинался шторм. Достигши берега, Валерка сбросил ласты и метнулся к горке одежды, оставленной на камнях. Достал нож – настоящий дайверский нож, подаренный ему этим летом на день рождения. Закрепил его на предплечье резиновыми ремешками, и снова натянул ласты.

–   Тебе лучше остаться здесь, – сказал он Петьке, входя в воду, – видишь, какая волна поднимается?

–   Ещё чего… – запротестовал Петька, – я с тобой…

–   Нет. Я за тебя отвечаю. Слишком опасно сейчас. Оставайся. – Валерка сделался как будто старше. Голос его был спокойным и серьёзным. – Я постараюсь успеть… – хлопнув друга по плечу, он ринулся в волны.

Петька заворожено наблюдал, как Валерка доплыл до Черепахи и скрылся под водой. Через три минуты его голова ненадолго показалась на поверхности и снова ушла под воду. Второй раз он вынырнул через две минуты десять секунд. Шторм усилился, и разглядеть Валерку на поверхности воды становилось всё труднее. Следующего погружения Петька ждать не стал. Напялив маску, мальчишка отважно поднырнул под набегающую волну…

 

Методично орудуя ножом, Валерка постепенно расширял дыру в сетке. Это было его пятое погружение подряд. Дельфинёнок вяло водил плавниками и уже почти не шевелился, но почувствовав послабление пут, немного взбодрился. Валерка похлопал его по боку и всплыл для очередного набора воздуха. Отдышавшись несколько секунд, опустился снова, и вот уже последнее звено сети прорезано – как раз столько, чтобы можно было выскользнуть. Мальчишка раздвинул сеть руками, и детёныш дельфина стремительной ракетой взвился к поверхности воды за спасительным вдохом…

Валерка тоже двинулся наверх, но тут что-то его остановило. Дёрнувшись назад, он обнаружил, что зацепился ремешком – креплением ножа – за клубок лески, спутанный с сетью. Попытался распутать… не получилось, разрезать… нож не брал леску. Тогда он стал отстёгивать ремешок. Как назло, ремешок не расстёгивался… Секунда за секундой уходили, а высвободиться никак не получалось. Лёгкие горели огнём, требуя воздуха… Вот удалось отстегнуть один ремешок. Второй… наконец и он поддался. Ремешок с ножнами повис на леске, нож плавно опускался на дно. Валерка сделал слабый гребок… Ещё один… Всего каких-то пять-шесть метров до поверхности. Но сил не осталось, …не осталось и воздуха, …перед глазами поплыли разноцветные круги…

 

С огромным трудом преодолевая ярившуюся волнами стихию, Петька таки доплыл до Черепахи и, нырнув в мутную глубину, увидел Валерку. Валерка взмахнул руками и стал медленно оседать на дно. Петька гребанул к другу, подхватил его и попытался всплыть на поверхность. Ничего не получилось. Долговязый Валерка был слишком тяжёл для щуплого Петьки. Но мальчишка не сдавался. Изо всех сил работая ластами, он трепыхался в паре метров от поверхности. И когда кислорода в лёгких уже почти совсем не оставалось, какая-то неведомая сила вдруг вытолкнула их обоих наверх. Петька отчаянно хватал ртом воздух. Валерка, похоже, был без сознания. И тут Валерку что-то ударило в грудь – несильно, но точно, отчего тот закашлялся и задышал, фыркая и отплёвываясь. Барахтаясь между гребнями волн, мальчишки огляделись. Из-под воды показалась огромная серебристая глянцевая спина и, выдав фонтанчик из дыхательного отверстия, скрылась в пучине. Поднырнув снизу, дельфиниха подхватила ребят и в считанные мгновения доставила их к берегу. Выбравшись из воды, мальчишки рухнули на песок. Дельфиниха, сверкнув серебристым плавником, скрылась в пучине…

 

Всё следующее утро Петька и Валерка искали на дне возле Черепахи утерянный нож. Но так и не нашли. Грот оказался не таким уж и интересным, так как был совсем не глубоким. Мусорного острова наутро как и не бывало. Наверное, унесло штормом. Взобравшись на Черепаху, мальчишки сидели на её тёплом каменном панцире, согреваясь после погружения, и глядели на воду. Вода была чистой и прозрачной – лёгкой рябью жонглируя искорками света, рисовала солнечную дорожку.

–   Слышишь! – встрепенулся Петька и завертел головой. – Какие-то странные звуки.

Валерка кивнул и тоже огляделся.

Возле самого рифа мелькнул плавник, и тут же из-под воды показалась улыбающаяся дельфинья рожица. Малыш издавал радостные трели в виде щёлканья и посвистывания. Вокруг него выписывала восьмёрки мать-дельфиниха.

–   Эй! Привет! – Петька улёгся животом на плоский камень у самого края и замахал над водой руками. Валерка устроился рядом и тоже помахал счастливой семейке.

Дельфинёнок продолжал резвиться, а мамаша ненадолго скрылась в глубине. Неожиданно вынырнув у самой стены рифа перед носом ребят, дельфиниха застыла над водой. В зубах она держала какую-то штуку.

–   Смотри! Твой нож! – Петька протянул руку и взял предмет у дельфинихи. – На, держи, – сунул он пропажу Валерке. Тот в недоумении разглядывал ножик.

– Точно, мой! Спасибо! – Он помахал дельфинихе, та защёлкала в ответ и исполнила несколько надводных па. Её детёныш вылетел из воды и, прокрутив в воздухе двойное сальто, ушёл на глубину. Через несколько секунд он высунулся на поверхность почти до самого хвоста и ткнулся носом в Валеркину руку, которой тот потянулся, чтобы погладить дельфина. В руке мальчишки оказался кругляшок янтаря с дырочкой у края.

–   Куриный бог! – ахнул Петька, глаза его загорелись. – Ему можно загадывать желания… – напомнил он. – Это тебе от него… подарок, – кивнул он в сторону дельфинёнка, – …за спасение.

–   У меня уже есть мой подарок, – подмигнул другу Валерка, помахав возвращённым ножиком. – А это тебе, держи. – Он вложил горящий пятачок янтаря в Петькину руку. – Загадывай…


© Татьяна Вахнюк