ЗИМНИЙ КРУГ ПРАЗДНИКОВ

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что древний славянский календарь строился по явлениям четырёх сезонных ипостасей Ведического Бога солнца — Дажбога (Даждьбога) – это Божич—Ярило—Купайла—Световит, – привязанным к четырём астрономическим солнечным событиям года:

— слабенькое зимнее солнце-младенец Божич — рождается обновлённым утром после Ночи Зимнего солнцестояния;

— в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юношу Ярило;

— в День Летнего солнцестояния становится могучим солнцем-мужем Купайлом;

— в День Осеннего равноденствия переходит в ипостась стареющего и слабеющего мудрого осеннего солнца-старика Сивояра, умирающего на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновлённым солнцем-младенцем Божичем, вновь набирающим свою солнечную силу.

  

Четыре сезонные ипостаси Славянского Бога солнца – Даждьбога:

БОЖИЧ—ЯРИЛО—КУПАЙЛА (КУПАЛО)—СИВОЯР (СВЕТОВИТ) – это четыре основных колодарных праздника.

Теперь рассмотрим и другие праздники кологода.


Зимний цикл праздников Славян посвящен умиранию и нарождению новой жизни. Корочун – образ старого умирающего года, Рождество – символизирует рождение нового года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина – прославлению нового Солнца, Света и Жизни. Главнейшими праздниками зимы есть Святки или Коляда. Празднование длится 12 дней, от 27 декабря по 06  января.

 

ГРУДЕНЬ / ДЕКАБРЬ

 

04.12.  Веста.

Почитание  Зари, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил. В этот день славят звёздное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Тёмных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся к встрече Деда Мороза, дабы представить ему свои умения и навыки, приобретённые за год.

 

06.12.  Мороз.

День почитания Велеса, как управителя зимними морозами, посему зовут его Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. В старину считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, проводить Славбу Велесу.

 

16.12. Говенье.

Начало строгого 9-дневного говенья (поста) – очищения души и тела. Полный переход на растительное питание.

 

21-22.12. Корочун.

Зимнее солнцестояние. В этот день  не проводятся никакие особые обряды, считается нужным защитить себя и свой дом от тайных сил Нави, которые гуляют свою последнюю ночь в Яви. Эти знания отобразил в своей повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь, показав, как всякая нечисть пытается навредить человеку. Всё свободное время уделяется изучению колядок и подготовке к Рождеству Божича-Коляды. В некоторых краях Славянщины именно в этот день мужчины идут в лес, дабы приготовить Бадняк (трухлявую колоду, которая символизирует старый год, и которую потом сжигают).

 

23.12. Свят Вечер.

Семья накрывает праздничный стол из 12-ти блюд, главным из которых должна быть богатая кутья. Каждое блюдо символизирует собой один месяц, который проявляет какое-то качество Бога. Вспомним сказку «Двенадцать месяцев», где все месяцы предстают, как живые личности. Это день почитания творца Вселенной – Отца Сварога, посему проводятся Славбы Сварогу и обряды, повторяющие творение мироздания. Таким обрядом является символическое опахивание снега или пространства вокруг родового дома. Вечером весь род садится за праздничный стол, старейшина читает молитву Сварогу и прославляет Всемирье. После полуночи начинаются колядования – обрядовые славления народившегося зимнего Солнца – Божича. Колядников приглашают в дом, одаривают яствами и деньгами.

 

24.12. Коляда.

После обеда – Свято (праздник) Рода Всевышнего, прародителя всего сущего. Женатые дети несут вечерю родителям. Этот день посвящается единению рода. Дети обязательно приходят либо приезжают к своим родителям. Если родители уже умерли, обязательно несут угощение на могилу. Ни в коем случае нельзя употреблять хмельное, а в рождественские дни нужно особенно следить за чистотой, чтобы никто из родственников не нарушал святости. Коляда –  важнейший из рождественских праздников, он знаменует собой преддверие Святок – 12-ти святочных дней, которые начинаются сразу же после дня Великой Матери Лады. В сей день должно прочесть Славбу Роду Всебогу.

 

25.12. Почитание Великой Матери Лады.

День прославления Матери Лады, великой жены Сварожей, небесной Богородицы, матери всех Родных Богов. В сей день девушки и женщины справляют Славбу Богине Ладе, восславляют её любовь и лад. На капищах кладут требы к кумирам Великой Матери, замужние жёны вопрошают о рождении здоровых чад. В этот день принято творить поминальные обеды и поминки в храмах (ночью все покойники сходятся в храм, где им читают молитвы волхвы). На Богородицу молодежь проводит большие вечери из продуктов, которые удалось наколядовать. Заработанные колядованием деньги молодежь отдаёт для общины и храма.

 

31.12. Щедрый Вечер.

Народное название праздника – Маланка. В отличие от Колядований, в которых берут участие только парни, Маланка – обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни-щедровки под окнами.  Парни в этот день выбирают промеж себя лучшего затейника, переодевают его в женские одежды – и он исполняет роль Маланки. Выбирают ещё и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают шутить. Вдосталь позабавившись, всей гурьбой идут в дома, где есть дочери на выданье. Входя в дом, парни проводят игры, в ходе которых создают беспорядок в доме. Особенной проворностью отмечается Маланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, посему хозяева предварительно прячут всякую утварь подальше от вредной Маланки. Девицы также рядят Маланку и Василя, но щедруют они, не входя в дома, а во дворах и под окнами.

 

СЕЧЕНЬ / ЯНВАРЬ

 

01.01. Новый год.

Это праздник посвященный месяцу, который на 9-й день после Коляды переносит Солнце-Сивояра в Иное, дабы новое Солнце-Божич воцарился в мире. В честь Месяца-Велеса готовятся вареники, обрядовое блюдо Нового года. Мальчики и неженатые юноши засевают дома, ознаменовывая рождение новой жизни, при этом произносится обрядовая молитва:

Сею-вею посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Сейся-родися жито-пшеница,

Жито-пшеница, всякая пашница.

На счастье, на здоровье, на многие лета

Хозяину, хозяйке, да всему Белому Свету!

 

06.01. Водосвятие.

Накануне Водосвятия нужно пребывать в строгом говении, поэтому готовится голодная кутья. В этот период Солнце находится ближе всего к Земле и начинает яриться – наполняться молодой силой. В этот момент оно оказывает особое влияние на воду – Дану, наполняя её божественной силой. Посему Водосвятье ещё называют – Яр-Дана. Утром люди идут к водоёмам, чтобы запастись на весь год святой водой, владеющей в это время чудодейственной целебной силой. На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, которые символизируют Солнце. Рядом с крестом стоит престол изо льда обвитый сосновыми ветвями – так называемые «небесные врата».

Волхвы и жрецы освящают Яр-Данскую воду. Люди, набрав освященной воды, умывают  глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а придя домой, обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

 

14.01. Вещая седмица.

Начало недели, на которой принято гадать на будущее, середина календарной зимы – условное погружение мира во тьму, в Навь – где пересекается прошлое и будущее. Проводятся обряды-гадания по погоде, птицам и зверям. В эту неделю должно уделить внимание своей духовной жизни, задуматься о предназначении и его наилучшем исполнении.

 

20.01. Ведание.

Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью. Волхвы творят святые таинства. Праздник проводится только Духовными проводниками.

 

ЛЮТЕНЬ / ФЕВРАЛЬ

 

02.02. Громница, Стреча.

«Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в чёрной полинявшей одежде. Зима – это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны – молодой красивой девушкой, облачённой в зелёные одеяния. На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов.

Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Её берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, её применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» лихие очи. Принесённой освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье.

 

11.02 - 20.02.

Велесов день.

Велесовы  святки.

Начало 40-дневного говенья, посвящённого встрече Великодня, который придёт ровно через 40 дней. Зимний Велес – отец и противник Ярилы. Поединок двух Богов, который проходит в этот день символизирует не столько противостояние, сколько инициацию-посвящение Ярилы, которому должно войти на царство через 40 дней. Но вместо потепления после Велесового дня, наоборот, крепчают холода, проявляется сила Велеса-Мороза. Посему месяц лютень (февраль) наши предки называли ещё и зимобором, ибо весна начинает активно бороться с зимою, а от того морозы становятся «лютыми». Условно говоря, Велес лютует от того, что теряет свою силу. Завершаются святки 20 февраля, когда проводят обряд сшибания рога зимы. 24 марта Велесово время в годовом Коле (круге) заканчивается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце, нарождается летнее – красное).

 

24.02. Будник (Обретение гнёзд).

Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц, дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.

 

Богумир МЫКОЛАЕВ

 

Нет комментариев Добавить комментарий