ЗЕРКАЛО ЧУВСТВ

Замечали ли вы, как легко находит друзей участливый человек? Как приятно находится рядом с тем, кто тебя понимает. Эмпатия – способность поставить себя на место другого, воспринимая его чувства будто свои – в той или иной степени присуща всем нам. Как раскрыть её в себе?

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕПАТИЯ

 

Эмпатия – «вчувствование» – способность «считывать» чувства, эмоциональное состояние другого человека. Слово «эмоция» происходит от лат. emoveo – «потрясаю», «волную», таким образом, эмоция – это энергетическая волна, отражающая отношение человека к определённым ситуациям. Эмпатия – способность настроиться на одну энергетическую волну с другим человеком и благодаря этому почувствовать и понять состояние этого человека – «влезть в его шкуру», поэтому эмпатию часто называют эмоциональной телепатией. Эмпатию также относят к экстрасенсорным («сверхчувственным») способностям: ясночувствование. Ведь при эмпатии происходит считывание информации с тела чувств другого человека. Все предметы и явления вокруг – это энергия, которая имеет количественные и качественные характеристики. С этой точки зрения явления подстройки, настройки на другого, отождествления с другим, что есть сутью эмпатии, не являются загадочными и абсолютно реальны, как реально прослушивание радиоприёмника после настройки на волну передающей радиостанции. В самом слове «чувство» заложен этот образ. Чувство – от «чуять», укр. «чути» – то, что мы слышим душой, улавливаем, принимаем, воспринимаем, поэтому умение слушать собеседника (активное слушание) напрямую связано со способностью к эмпатии.

 

СВОЙСТВО ЗЕРКАЛА

 

Люди, как частички единого целого, отражают, зеркалят друг друга. Способность к эмпатии можно объяснить врождённым чувством общности, единства со всей Вселенной. Эмпатия – это умение в себе увидеть, почувствовать другого, а в другом – себя, поэтому чем больше мы понимаем себя, тем больше в состоянии проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Таким образом мы познаём Бога в себе и Бога в другом, стремясь к единству.

С научной точки зрения процесс эмпатии возможен благодаря наличию в организме человека зеркальных нейронов, которые и создают ощущения, сходные с ощущениями другого человека. Эти частицы играют важную роль в организме, при ухудшении их деятельности нарушается психика человека.

Эмпатия – это способность отзеркаливать чувства другого без искажения. Эмпатия отличается от сочувствия, сопереживания, жалости и сострадания тем, что не окрашивает чувства другого чувствами воспринимающего человека. Следует различать жалость («Мне жаль вас» – позиция сверху) и эмпатию («Я с вами, я – рядом»). Сочувствуя, человек оценивает эмоциональное состояние собеседника, как негативное, автоматически ставя себя на более высокую позицию. Переживая за кого-то, человек проживает не свою жизнь. При эмпатии человек только замечает и принимает чувства другого, без оценивания. При этом радость или боль, а также их причины воспринимаются так, как их ощущает собеседник.

Таким образом, находиться в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутреннюю систему координат другого со всеми её внутренними смыслами. Эмпатическое понимание подразумевает отношения в точности 1:1: что есть в воспринимаемом человеке, то есть в воспринимающем, но только не теряя условия «как если бы» воспринимающий был воспринимаемым. Если условие «как если бы» теряется, происходит слияние личностей. Например, когда кто-то в болоте, то слияние – это когда ты сам прыгаешь в это болото и теперь уже по-настоящему чувствуешь то, что и другой, так как и ты в болоте. А эмпатия – это когда ты остаёшься на твёрдой земле с пониманием всех минусов этого болота, и при этом в состоянии протянуть палку, руку или ещё что-то, что поможет человеку выбраться. Условие «как если бы» позволяет уловить то, что другой сам едва осознаёт, поскольку со стороны всегда взгляд более спокойный и проницательный.

 

СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ

 

Люди с развитой эмпатией умеют понять, почему другой человек совершил тот или иной поступок, и потому могут простить. Как говорят мудрые люди, понять – значит простить. Поэтому эмпатия связана с умением принимать.

Такая способность, как эмпатия, есть у каждого человека, у кого-то более развита, у кого-то менее. Иногда она может быть завалена обидами, страхами, неумением принимать, закрытостью от мира. С утратой ведического мировоззрения люди стали всё больше и больше отделяться друг от друга, закрываться, замыкаясь лишь на своих желаниях, чувствах, проблемах. Так теряется чувство эмпатии и взаимопонимания.

Часто можно встретиться с таким явлением, как эмпатическая слепота – неосознаваемое неприятие воспринимающим тех чувств, которых он избегает в самом себе.

Эмпатия имеет также и обратную сторону – умение транслировать, «заражать» своими эмоциями других людей.

 

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

 

Эмпатия – умение перевоплотится в другого, отождествиться с другим. Это позволяет определённым образом влиять на мир, получать нужные качества и умения, соединяясь с тем, кто или что обладает этими качествами и умениями.

Процессы отождествления и растождествления очень важны для развития магических способностей. В древних традициях упражнения на отождествление и растождествление с предметами и явлениями – азы для духовно-магической подготовки учеников. Ученику даются сначала задания воплотиться в простые предметы: камень, чашку, шляпу, причём с обязательными указаниями физически принять их форму, стать, как они, чувствовать себя, как они, думать, как они. Часть этих упражнений мы находим в гештальт-терапии Ф.Перлса. После того, как ученик научился (или вспомнил), как быть камнем, ему предлагают всё более сложные воплощения – в дерево, в реку, в дом. Далее ещё более сложные перевоплощения – в животное, и, наконец, в другого человека. Более того, не просто в другого человека с принятием его «формы», походки, но и чувств, мыслей, переживаний. А далее ещё сложнее. Когда ученик приобретает навыки отождествления с другим, ему предлагается воспринимать теперь самого себя как другого, разглядывая себя со стороны.

Эмпатия может установиться и с неодушевленным предметом. Игрок в крикет, посылая мяч, наклоняется в ту сторону, куда мячу следует катиться, словно пытаясь направить его своим телом. Умение вчувствоваться, встать на чьё-то место, посмотреть на мир глазами другого также помогает в научных открытиях. Метод эмпатии применяется в ТРИЗ – теории решения изобретательных задач.

Чтобы понять и прочувствовать произведение искусства, без эмпатии также не обойтись. Произведение искусства как бы соединяет нас с душой его творца, мы отождествляемся с ней, чувствуем те вибрации, которые в ней заложены. Эмпатия в драматическом искусстве наиболее проявлена в силу того, что здесь происходит очевидное отождествление актёров с персонажами и более тонкое отождествление зрителей с актёрами. Суть популярности кино происходит из одной единственной человеческой страсти – возможности мимолетного, мифического участия в чужой жизни. Катарсис – духовное очищение искусством – без эмпатии невозможен.

 

КЛЮЧ К ОБЩЕНИЮ

 

Эмпатия позволяет людям лучше понимать других людей, это основа взаимопонимания. «Другой» происходит от слова «друг», поэтому нет чужой беды или боли. Счастье или горе другого – это счастье или горе друга, то есть родного человека.

Эмпатия способствует установлению контакта в общении. Когда в беседе проявляется эмпатия, человек чувствует, что собеседник заинтересован в нём, возникает ощущение, что он тебя понимает. Эмпатия позволяет довериться собеседнику, открыть ему уголки своей души. Когда она в диалоге отсутствует, человек чувствует, что контакт поверхностный, что собеседнику либо не важно, либо безразлично то, о чём он ему говорит. Если один из участников диалога эмпатически присоединяется к своему собеседнику, то и другой, ощущая, что к его чувствам проявляется внимание и что собеседник разговаривает с ним «на одной волне», в большей степени будет открыт и откровенен в беседе. Проявляя эмпатию, легче расположить к себе человека, и это способствует развитию хороших отношений.

Эмпатия – ключевое качество духовных лиц, учителей, психологов, целителей. Их успех на своём поприще зависит от умения последовать за своим подопечным до глубины души.

 

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

 

Способность эмпатии раскрывается в нас, когда мы доверяем и открыты миру. Эмпатия развивается, с одной стороны, когда мы доверяем свой внутренний мир другому, а с другой – когда сами располагаем к доверию, то есть когда заинтересованы в собеседнике, стремимся почувствовать его внутренний мир, его настроение. Эмпатия зависит от богатства собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться на одну волну с человеком.

 

Наблюдение.

Чтобы развить способность эмпатии, нужно научиться замечать чувства собеседника, отслеживать невербальные знаки: мимику, жесты, изменение положения тела, изменение громкости и интонации голоса. Наблюдайте за дыханием собеседника: изменение частоты и глубины дыхания отражает изменение эмоционального состояния человека. Для того чтобы не оказаться захваченными чужими эмоциями, в процессе беседы периодически возвращайтесь в «отстранённую точку», что даст возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Потренироваться в эмпатии можно, отвечая себе на вопросы: чувствуете ли вы, что человеку интересно то, о чём вы говорите, продолжает ли он вашу мысль или перескакивает на другие темы, чувства, которые совершенно далеки от ваших, ваша беседа – диалог или два монолога?

У ребёнка эмпатия развивается по мере понимания того, что все люди в чём-то разные, а в чём-то одинаковые: ты что-то хочешь, и другой может хотеть это же, тебе больно, и другому больно, тебе холодно, и другому холодно. Все люди хотят быть счастливыми, но думают и относятся к одному и тому же по-разному. Покажите детям замысловатую фигуру и спросите, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы будут разные. Значит, и люди разные, но их всех нужно понимать, чтобы жить с ними дружно.

 

Личный пример.

Родители могут научить эмпатии своих детей, в первую очередь, личным примером, проявляя чуткость к эмоциональным состояниям и чувствам своих родных и близких. Например, когда малыш расстроен, не говорят: «Да ничего страшного, подумаешь!», – а стараются понять его чувства, «вернуть» их ребёнку в активном слушании («Ты расстроен, тебе неприятно»), и лишь потом, когда малыш успокоится, переходить к советам и воспитанию стойкости к жизненным трудностям. Иначе ребёнок решит, что чувства других людей – это не заслуживающее внимания дело, и будет таким же эмоционально чёрствым. Эмпатия со стороны родителей формирует у ребёнка положительную самооценку и уверенность в себе. Отсутствие родительской эмпатии может привести к тому, что ребёнок научится отрицать и вытеснять определённые чувства, например, страх или злость, результатом чего могут быть эмоциональные расстройства или формирование психосоматической патологии.

 

Сказкотерапия.

Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев и мотивы их поступков.

 

Игры в перевоплощения.

Некоторые дети легко перевоплощаются: я – лошадка, я – паровоз, я – мама. Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.

 

Ролевые игры.

Как только появляется недовольство поступками своих родных или близких, можно поиграть в игру «Поставь себя на моё место». Нужно придумать несколько причин, почему человек так поступил. Благодаря таким изысканиям вряд ли появится повод упрекнуть в чём-то друг друга.

Очень интересна игра, с помощью которой можно проиграть конфликтную ситуацию, посмотреть на ситуацию глазами каждой из конфликтующих сторон. Маме (или папе, сестре, брату, другу) и ребёнку предлагается выбрать игрушку (если возможно, кукольную перчатку для домашнего театра), которая будет их представлять. После этого конфликтная или эмоционально значимая ситуация проигрывается в четырёх вариантах. Сначала мама и ребёнок разыгрывают с помощью игрушек конфликтную ситуацию, как это происходило в жизни. Потом они меняются местами и своими игрушками, ребёнок говорит реплики мамы с помощью маминой игрушки, а мама – реплики ребёнка с помощью его игрушки. За третьим разом все остаются на местах, но ребёнок играет идеальную маму, а мама – идеального ребёнка, то есть проигрывают идеальную ситуацию, как это должно было бы быть. Ребёнок проигрывает, как бы он хотел, чтобы произошло, а мама – как бы она хотела. И в последний раз мама и ребёнок снова меняются местами и игрушками, но уже играют идеальных самих себя. Мама играет идеальную себя, как её представлял ребёнок, а ребёнок играет идеального самого себя, как его представляла мама. Это упражнение также помогает снять стресс, эмоциональное напряжение.

 

Упражнения на вчувствование.

Попросите детей рассказать сказку или написать письмо от имени какого-то сказочного персонажа.

Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе? Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом – на воле, от имени рыбки в аквариуме и в пруду и т.п.

Что чувствует трава, дерево?

Ты пролил на пол краску. Что почувствует мама?

 

Развитие умения выражать свои чувства и эмоции.

Чтобы правильно принимать эмоции других людей, нужно научиться принимать свои собственные эмоции (и позитивные, и негативные), а также уметь их выражать окружающим. Не всегда мы испытываем положительные эмоции. Бывает так, что всё кипит внутри, но мы сдерживаем себя, поскольку считаем, что нельзя выражать негативные эмоции, и подавляем их. Или наоборот, чувствуем какие-то положительные эмоции, но стесняемся проявить их. Это значит, что мы не принимаем эти эмоции. Но невыраженные эмоции остаются внутри и рано или поздно выйдут наружу, поэтому эмоции нужно уметь выражать.

 

О том, как правильно выражать свои эмоции, читайте в статье «Кувшин эмоций».

 

Материал подготовила Зоряна ЗДЗЕБА