ЯЗЫКИ ЛЮБВИ

Без сомнения, большинство родителей очень любят своих детей. Но часто бывает так, что дети приходят к противоположному выводу, несмотря на все родительские старания «ради их блага». А причина может быть в том, что родители держат свою любовь под семью печатями, никак не выражают её, боясь разбаловать ребёнка, или не считая нужным это делать. Но иногда родители просто не знают, как выразить свою любовь. Обычными словами? Но у любви есть много языков…

 

Внутри каждого ребёнка заключён «эмоциональный сосуд», который ждёт того, чтобы его наполнили любовью. Когда ребёнок чувствует, что его действительно любят, его развитие будет нормальным. Но если сосуд любви пуст, у ребёнка возникают нарушения в поведении. Исследователи детской психологии пришли к выводу, что дети всегда задают родителям один и тот же вопрос: «Любишь ли ты меня?». Но задают они этот вопрос часто не словами, а своим поведением. Ответом же служит поведение взрослых, их ответная реакция, то есть определённые действия по отношению к какому-либо человеку служат выражением нашей любви или же нелюбви к нему. Другими словами, любовь имеет свои языки.

Психолог Гэри Чепмен в своей книге «Пять языков любви» пишет о том, что всего существует пять языков любви, у которых есть свои «диалекты».

 

Слова одобрения, поддержки

С древних времён известна сила слова: «Словом можно убить, словом можно спасти». Поэтому одним из мощных способов выразить свою любовь является употребление слов одобрения, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший: «У тебя здорово получается!», «Мне очень приятно, что ты мне помог сложить вещи», «Как хорошо, что ты у меня есть!», «Я люблю, когда ты рядом». Когда постоянно звучат слова одобрения, эмоциональный климат в семье благоприятный, вряд ли произойдут катаклизмы. Слова одобрения и поддержки – своеобразное энергетическое топливо, которое прекрасно наполняет «сосуд любви». Марк Твен однажды сказал: «На хорошем комплименте я могу прожить два месяца». Получив слова одобрения, нам гораздо больше хочется ответить на подобные действия взаимностью.

Обычно родители часто употребляют слова поддержки, пока ребёнок ещё маленький: «Какой замечательный малыш!», «Какие красивые кудряшки!» и т.д. Взрослые восторгаются каждым движением малыша, радуются его маленьким успехам. Но по мере взросления ребёнка наши «слова поддержки» превращаются в слова осуждения. Если родители попросили своего семилетнего ребёнка собрать игрушки в коробку, и он собрал половину, тогда что они скажут в этом случае? «Тебе же сказали собрать игрушки. Если ты их сейчас же не соберёшь, то…». А как же половина игрушек в коробке? Почему мы не говорим: «Ух-ты, как здорово! Ты уже положил в коробку половину игрушек!»?.. Остальные игрушки, скорее всего, просто бы запрыгнули в коробку. Таким образом, вместо того, чтобы осуждать за неудачи, лучше поддержать за успехи.

 

Качественное время

Качественное время – это безраздельное внимание, уделённое ребёнку. Если взрослый как бы играет с ребёнком, а сам поглядывает в телевизор или разговаривает по телефону, то это не качественное время. Можно находиться в одной комнате, но при этом не быть вместе. Когда же взрослый посвящает ребёнку полностью какое-то время, то он как бы дарит ему часть своей жизни. Такие минуты безраздельного внимания незабываемы и приносят огромную радость. Это сигнал о том, что родителям и ребёнку хорошо быть друг с другом, нравится делать что-либо вместе, что они заботятся друг о друге. Важно не само действие, а эмоциональное состояние, которое дарит это действие.

Чтобы проникнуть в мир ребёнка, нужно делать что-то вместе с ним. По мере того, как ребёнок взрослеет, у него развиваются новые интересы. Чтобы он чувствовал себя нужным и любимым, родители должны интересоваться его увлечениями. Многие взрослые, оглядываясь на своё детство, помнят мало из того, что говорили им родители, но помнят то, что родители делали. Например, семейные праздники, совместные игры. Если вы уделите ребёнку качественное время в ранние годы, то в подростковом возрасте он вряд ли будет искать сомнительные компании и не отвернется от родителей, когда они будут в преклонном возрасте.

Одним из «диалектов» языка качественного времени является язык качественной беседы. Если слова одобрения, поддержки сфокусированы на том, что мы говорим, то качественная беседа сфокусирована на том, что мы слышим. Качественная беседа – это симпатический диалог, во время которого происходит обмен опытом, мыслями, чувствами. Здесь очень важно умение слушать и слышать. Подробно об этом мы поговорим в следующем номере.

 

Получение подарков

Для того, чтобы подарить кому-либо что-либо, необходимо сначала о нём помнить. И подарок является символом этих мыслей. Суть не в стоимости подарка, а в той душевной теплоте, которая вложена в подарок. Лучшие подарки – изготовленные своими руками, они нравятся ребёнку больше, чем дорогие, покупные подарки. Ведь зачастую дети больше играют с коробкой, в которую был упакован подарок, чем с самим подарком. Можно также отремонтировать сломанные игрушки, и этот процесс ремонта может подарить радость от совместного творчества и ребёнку, и родителям. Совсем не нужно много денег для того, чтобы обеспечить ребёнка подарками.

 

Акты служения

Служение – это выполнение тех действий, которые необходимы или которых желает объект нашей любви. Делая что-либо для ребёнка, мы выражаем свою любовь. Служа, как бы ищем способ сделать что-то приятное. Такие действия, как смена пелёнок, кормление, одевание, влажная уборка в комнате, прогулка, заворачивание завтрака в школу являются актами служения. Они требуют размышления, планирования, времени, усилий и энергии. Совершённые с положительными мыслями, они являются несомненным выражением любви.

Когда родители помогают выполнить практическую работу по какому-то предмету, то это значит для ребёнка больше, чем хорошая оценка. Для него это значит, что родители любят его. Когда вы ремонтируете велосипед, то это значит гораздо больше, чем просто приведение его в рабочее состояние. Ваш ребёнок уезжает на нём с полным сосудом любви.

 

Физическое прикосновение

Давно известно, что физическое прикосновение является одним из способов передачи любви. Исследования показывают, что дети, которых носят на руках, обнимают, целуют, эмоционально более здоровы, лучше развиваются, чем те дети, которых лишают физического контакта. Обычно многие родители берут маленького ребёнка на руки, баюкают его, целуют, прижимают к себе и говорят ему всякие нежные слова. Задолго до того, как ребёнок начинает понимать значение слова «любовь», он чувствует, что его любят. Объятия, поцелуи, поглаживание, держание за руку – всё это передаёт ребёнку чувство любви. Обнимать и целовать подростка – не одно и то же, что обнимать и целовать маленького ребёнка. Подросток может противиться этому, особенно в присутствии сверстников. Но есть моменты, когда это ему просто необходимо. Мудрые родители – это те, которые часто прикасаются к ребёнку. Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

 

Таким образом, знаки любви необходимы детям для их психического здоровья и развития. Но у каждого есть «любимый» язык любви. Так, один человек «любит ушами», для него очень важны слова поддержки, но совсем не обязательны подарки. Другому чрезвычайно нужно внимание – качественное время, и совершенно безразлична в эмоциональном плане помощь, то есть «акты служения». Определить основной язык любви другого можно, если присмотреться, как он сам выражает свою любовь или о чём больше всего просит.

Наблюдайте за своими детьми, замечайте их просьбы к вам. Во многих случаях их просьбы связаны с желанием поговорить на каком-либо из языков любви. Например, ребёнок зовёт посмотреть, что он построил. Чего он хочет? Качественного времени. Или прыгает вам на колени и начинает ерошить волосы. Что он говорит этим? «Я хочу, чтобы ко мне прикасались».

Родители с рождения учат языкам любви своего ребёнка, говоря добрые слова, заботясь, уделяя внимание, даря подарки, обнимая и т.д. Безусловно, все эти языки любви в полной мере должны быть использованы и в построении отношений взрослых между собой. И если они сами в совершенстве владеют искусством выражать свою любовь, то и дети в последствие смогут дарить свою любовь окружающим.

 

Материал подготовила Зоряна ЗДЗЕБА