СЕРИЯ СЛАВЯНСКАЯ МОЗАИКА. Рождество Божича-Коляды

Четыре сезонные ипостаси славянского Бога солнца – Даждьбога:

Коляда-БожичЯрилоКупайлаСивояр (Световит)

 

Достоверно известно, что древний славянский календарь строился соответственно явлениям четырёх сезонных ипостасей Ведического Бога солнца Даждьбога.

Это Коляда-Божич – Ярило – Купайла (Купало) – Сивояр (Световит). Эти четыре проявления солнца-Даждьбога привязаны к четырём астрономическим солнечным событиям года:

слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда-Божич рождается обновлённым утром после Ночи Зимнего солнцестояния;

 в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юношу Ярило;

  в День Летнего солнцестояния является могучим солнцем-мужем Купайлом;

в День Осеннего равноденствия предстаёт стареющим и слабеющим мудрым осенним солнцем-стариком Сивояром, умирающим на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновлённым солнцем-младенцем Божичем, вновь набирающим свою солнечную силу.

 

РОЖДЕСТВО БОЖИЧА-КОЛЯДЫ

 

Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребёнка. Младенец – это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого. Празднуется этот праздник после зимнего Солнцестояния – в то время, когда Солнце поворачивает на лето, а день начинает прибывать «на воробьиный скок».

 

В эти дни в дом каждого родновера приходят три желанных гостя: Красное Солнышко, Ясный Месяц и мелкие звёздочки, символизирующие Хозяина, Хозяйку и их деток (Сварог, Лада, Сварожичи), которыми в этот день выступают все родители и дети каждой семьи на Руси. В кругу семьи зазывают русичи к себе в дом своих Предков и Богов Светлых. Этим праздником начинается новое Коло Сварога. В славянской традиции это время сопровождается чередой весёлых Рождественских праздников: Свят вечер (Сочельник, Постная кутья или Богатая кутья), Рождество, Почитание Матушки Лады. От дома к дому ходят колядники, славя Божича и желая всего самого лучшего каждому дому. Колядки – это обрядовые песни, которые исполняются на зимние праздники, в том числе и на Рождество.

Обычай колядования имеет свою давнюю историю, корни которой достигают ещё проарийских Времён. Колядки связаны с днём зимнего солнцестояния, которое наше предки называли праздником Коляды. Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Корочун. Всесильная богиня Лада в Днепровских водах рожала новое солнце – маленького Божича. Жрецы пытались защитить новорождённого. Они прогоняли Корочуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от хаты до хаты, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, и изображение этого солнца носили с собой (Звезда-Алатырь). Как только в небе всходила заря, колядники заходили во двор, звали хозяина и пели ему и его семье величественные песни про солнце, месяц, звёзды, сотворение мира. Эти песни и стали называть колядами или колядками.

Со временем, с появлением христианской религии, обряд колядования сначала запретили, как языческий, а вскоре и приурочили к рождеству Христовому, и в колядках появились библейские мотивы. Традиция колядования сохранилась и по сегодня. Как только на небе появляется первая звезда – начинается Свят Вечер, а дети собираются гуртом и идут поздравлять всех колядками с рождением Божича!

 

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КУТЬЯ

К этим праздникам готовились заранее, и каждая хозяйка должна знать, что и как приготовить на Рождество и как правильно подать, ведь очень важную роль в этом праздновании играют народные обычаи.

Сочельник – это вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями. Это первая трапеза дня, которой заканчивается предрождественский сорокадневный пост.

Традиционно ужин на Свят вечер начинался с появлением первой звезды и длился 3-4 часа. Считается,  что в этот вечер в каждую семью приходят души Предков, поэтому для них заранее готовились места (стулья, кровати, застеленные рушниками скамьи).

Ужин состоял из постных блюд, жаренных или заправленных растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. В этот вечер обычно подавали кутью, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, постный борщ с грибами, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги – всего на столе должно быть двенадцать блюд – по числу месяцев в году. Все 12 блюд ставятся на стол сразу, чтобы хозяйка не вставала из-за стола. После ужина кутью и другие блюда не убирали, а оставляли для душ Предков.

Порядок приёма пищи регламентировался определёнными правилами: начинался ужин с кутьи, которой каждый член семьи должен съесть 3 ложки, потом подавались закуски, следом красный борщ (к борщу – пирожки или ушки), и под конец ужина подавались сладкие блюда (пряники, медовики, кисели). Но центральное место в списке блюд этого праздника  кутья и узвар.


Кутья – ритуальная пища, являющаяся обязательным блюдом трапез в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Водосвятья, а также в дни общего поминовения мёртвых, или родительские дни: Масленичная суббота, Радуница, Весенние и Осенние Деды. Кутья представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зёрен и ягод, а также мёда, придающего блюду сладкий вкус. Обрядовое значение кутье придают составляющие этого блюда, их символика. Так, зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено; в городской среде рис; в Вологодской губернии к пшенице добавляли горох) в традиционной культуре является символом жизни и плодородия, так как оно и надолго сохраняет, и вновь воссоздаёт жизнь, и умножает её. На примере брошенного в землю зерна наиболее ярко очевиден свойственный традиционной культуре мотив возрождения через смерть: зерно умирает, чтобы дать жизнь колосу, а из одного семени вырастает колос со множеством зёрен, что объясняет использование в обрядовой практике зерна как объекта, обладающего продуцирующей силой.

Добавляемые в кутью ягоды (изюм, сушёная черёмуха в Сибири) являются тем же семенем, облечённым плодом и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно.

Третий компонент кутьи – мёд, или сыта (разварной мёд на воде). Символическое значение мёда связано с образом пчелы, его производительницы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями о её идеальности по самым разным параметрам. Одно из наиболее распространённых народных определений пчелы – «Пчела Божья угодница», так как доставляет воск на свечи и мёд для сурицы. Представление о пчеле, как высоком (божественном) существе нашло отражение в поверье, что она жалит только неправедного. Все эти многочисленные представления о пчеле (исключительность, божественность, непорочность, созидательность, мудрость образа, то есть, в конечном счёте, идеальность) обусловливают и соответствующее символическое значение мёда как обрядовой пищи: и в чистом виде, и в составе ритуальных блюд (напитков, пирогов, пряников и проч.), в том числе и в кутье.

Таким образом, символика всех составляющих кутьи: зерна, ягод, мёда – и, соответственно, её самой – сводится к идее постоянного возрождения жизни через смерть. Ритуальное вкушение подобной пищи приобщало и человека к этому процессу вечного кругооборота жизни.


По кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. А девушки, чтобы узнать имя «суженого-ряженого», в крещенский сочельник выходили на улицу с ложкой кутьи под фартуком и спрашивали имя первого прохожего. Также с помощью кутьи узнавали о деловых качествах будущего жениха: готовую кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит её клевать: если ворон, то жених будет непутёвый, а если сорока – то проворный.

Кутья была настолько важным обрядовым блюдом, что дала название святочным трапезам: первую, рождественскую, называли «постной» кутьей; вторую, в Велесов вечер, – «богатой» или «жирной»; третью, в крещенский сочельник, – «голодной» кутьей.

 

Итак, обрядовое блюдо – КУТЬЯ

Для её приготовления потребуется:

2 стакана зёрен пшеницы, 200 г мака,  200 г ядер грецких орехов, 150-200 г изюма и 3 столовые ложки мёда или сахара по вкусу.

 

Для кутьи используется заранее подготовленное зерно пшеницы – сначала его толкут в деревянной ступке деревянным же пестиком, периодически подливая туда воду. Эта процедура направлена на освобождение зерна от оболочки, а также имеет магическое значение: ступка символизирует женское начало, пестик – мужское начало, а сам процесс символизирует соединение мужского и женского, чтобы возродить новое (зерно). Затем зерно чистят, просеивают, промывают в нескольких водах, просушивают и варят простую постную кашу. Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Она должна получиться рассыпчатой. Затем её охлаждают и приправляют мёдом.

Не пугайтесь столь сложного процесса, в наше время готовые чистые и просеянные зёрна пшеницы можно купить как на базаре, так и в супермаркете. Если всё-таки не сможете найти зерно, тогда купите круглый рис.

Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду. Отдельно в специальной макитре с помощью макогона растирают мак до получения макового молочка и добавляют в смесь мёд или сахар. Всё перемешивают и добавляют в кашу. В эту смесь можно добавить воды, но намного вкуснее с узваром. В последнюю очередь добавляют ядра грецких орехов, которые можно предварительно поджарить.

 

УЗВАР – неизменный спутник кутьи на праздничном рождественском столе:

Для приготовления узвара в древние времена, ещё с осени на печи засушивали очищенные от семян и хвостиков, нарезанные кусочками груши и яблоки – сухофрукты. В городских квартирах сейчас с этим совсем плохо, поэтому все составляющие узвара можно купить.

Ингредиенты: груши, сливы – по 60 г, вишни, яблоки изюм – по 30 г, мёд – 120 г и 800 мл воды.

Как приготовить:

Перебранные и хорошо промытые сушёные фрукты закладывают в кипяток и варят до мягкости под крышкой (яблоки и груши варят отдельно). Отваренные фрукты смешивают, заправляют мёдом, доводят до кипения и ставят в холодное место для настаивания.

 

После Свят вечера начинаются Рождественские святки, которые длятся 12 дней. До нас дошли красочные обряды и традиции, связанные с этими праздниками: «вождение козы», которая символизирует плодородие («Где коза ногою, там жито копною»), рождественские колядки, щедровки, посевания, и, конечно же, гадания (ведь это время магическое). Праздник завершается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».

От Рождества до Водосвятия ходят от дома к дому полазники, возвещая, что темнота отступает, что молодое Солнышко победило морок, что начинается новый год, новая жизнь, в которой мы все хотим быть счастливыми.

(читать ещё)


 

Орияна МАТЛАХОВА

Нет комментариев Добавить комментарий